переводчик сайта
EnglishFrenchGermanRussian
ВАЖНЫЕ НОВОСТИ ДСНМП
  • 15 апреля 2018 г.

    Священник Виктор Кинешов: “Вопросы, часто задаваемые сторонниками учения патриарха Кирилла и противниками его отступнического учения”.

  • 29 Ноябрь 2017 г.

    Сборник материалов по обличению имябожнической ереси

  • 12 ноября 2017 г.

    Документальный фильм “Гонение на Православие в день 100-летия явления Державной Иконы Пресвятой Богородицы”

  • 29 октября 2016 г.

    Беседа И.Ю.Чепурной с насельниками монастыря Общины во имя Иконы Божией Матери “Державная”

  • 12 Октября 2016 г.

    Резолюция Конференции «Россия над пропастью Нового мирового порядка»

ВСЕ НОВОСТИ

Популярные новости
  • Sorry. No data yet.
Ajax spinner
МАТЕРИАЛЫ О НМП
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
http://prav-film.ru
национальный-медиа-союз
Мероприятия движения СНМП
Видеосборники движения СНМП
Православно просветительские лекторий Союза Христианское Возрождение
Лекции, беседы, статьи руководителя Движения СНМП В.Н. Осипова
Проповеди и беседы священников
Вечера Московского Отделения Союза Русского Народа
Православные фильмы
Военные фильмы
На страже Православия
You Tube Движения СНМП
You Tube Студии православных фильмов Иоанна Богослова
Кто онлайн
4 посетителей онлайн

И.Ю.Чепурная “Жены – мироносицы в Церкви Христовой”

FacebookVKTwitterOdnoklassnikiLiveJournalLinkedInMail.RuGoogle+Google GmailПоделиться

Ikona_JenuУ  Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за  телесную немощь. И многие жены отличились не менее  мужей; есть и такие, что даже больше   прославились. Таковы наполняющие собою лик  девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами  мученичества. И за Самим Господом, в пришествие Его, следовали не только мужи, но и жены. Теми и другими совершалось служение  Спасителю   (Свт. Василий Великий, 9, 35).  Это существо (женщина), в самом деле, настойчиво и решительно: если уклонится ко злу, то совершает  великие злодеяния; а если примется за добродетель, так  скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего  намерения (свт. Иоанн Златоуст, 47, 814).          

  15 мая 2016 года, Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц 


icon-00094__1437643979__615

В пункте  I. Основные богословские положения Основ социальной концепции Русской Православной Церкви  разъясняется кто призывается войти в собрание верующих во Христа, а именно:

I.1. Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый… .

Церковь — единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С. Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… — всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой Максим Исповедник).

Различие между полами есть особый дар Творца созданным  Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27).

Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24).

Мужчина и женщина являют собой два различных образа существова- ния в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении,-  говорится далее  в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви  ( п. Х.1 Гл. Х Вопросы личной, семейной и общественной нравственности Основ социальной концепции Русской Православной Церкви).

Следовательно,  мужчина, и женщина в равной степени являются носителями образа Божия и достоинства человеческой личности. Но созданы они разными. Конечно, их различают не только физиологические особенности. Они по-разному воспринимают мир. У каждого пола свое, особое призвание. Будучи разными, они нуждаются друг в друге, они дополняют друг друга; именно вместе, в общении, они обретают полноту бытия.

“Некоторые мужчины любят шутить, что женщина сотворена из ребра – единственной кости, в которой нет мозга”, – пишет в своей статье “Женщина и мужчина: отношения сквозь века”" В. Легойда (9). И далее: “Однако шутка эта вряд ли отличается особым остроумием. Остроумие – это ведь острота ума, а умному, образованному человеку пристало бы знать, что древнееврейское слово “цела”, которое в русской Библии переведено как “ребро”, означает не только “ребро”, но и “часть”, “грань”. В данном конкретном случае – эмоционально-чувственную грань, более тонкую душевную организацию, которая отличает прежде всего женщину. Поэтому с помощью данного примера можно доказывать не столько превосходство мужчины, сколько обратное. Даже факт создания женщины вызван тем, что само по себе существование первого человека не является еще законченностью творения; нет пока полной гармонии: Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2:18)” (9).

Протоиерей  Н.В. Балашов  отвечает на вопросы журналиста о правах женщины в церкви ( 8 ):

- Церковь довольно часто упрекают в невнимании к женщине и ее правам. Насколько правомерны такие упреки?                                                                   

-Действительно, в практической церковной жизни не так уж редко приходится встречаться с недооценкой женщин, с невнимательным отношением к их нуждам и к их особенным дарованиям. Но давайте посмотрим, является ли такая практика отражением вероучения Церкви, укоренена ли она в церковной традиции, или мы имеем дело с искажением основоположных норм Предания. Вспомним для начала дохристианский мир. Вот уж где действительно было практически общим местом представление о женщине как о низшем существе по сравнению с мужчиной!  (8)

Так,  В. Легойда (9)  напоминает о том, что “в   античные времена в Греции Аристотель  утверждает  неравенство полов  и  замечает, что причиной этого является качественная разница между полами, которая предполагает большую значимость мужчины, чем женщины : “…есть ли у них (женщин – В.Л.) добродетели, должна ли женщина быть скромной, мужественной и справедливой?.. И если обоим этим существам должно быть свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз и навсегда властвовать, а другое – быть в подчинении? И это отличие не может основываться на большей или меньшей степени совершенства, присущего тому и другому существу, так как сами понятия “быть в подчинении” и “властвовать” отличаются одно от другого в качественном, а не количественном отношении” [Аристотель. Политика. Книга первая //Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., Мысль, 1984. С. 399.]

Иными словами, мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа  apriori предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться... .Такое отношение к женщине, а также постоянное пребывание мужчин в исключительно мужском обществе породило еще одну особенность греческой культуры – широко распространившийся гомосексуализм, высокая степень развития которого несколько непривычна даже в наше время. Подлинной, действительно благородной любовью греки считали лишь любовь мужчины к мужчине. О ней писали греческие авторы, ее воспевали греческие поэты. Женщина же предназначена лишь для рождения детей и ухода за мужчиной, но никак не для любви. Поэтической, высокой, красивой может быть лишь мужская любовь. Чтобы убедиться в том, что греки действитедь- но так считали, достаточно прочесть диалог Платона “Пир”.

“Я, – говорит один из участников диалога, Федр, – по крайней мере, не знаю большего блага для юноши, чем достойный влюбленный, а для влюбленного – чем достойный возлюбленный[Платон. Пир //Платон. СС в 4 тт. Т.2. М., Мысль, 1993. С. 87.] Другой участник диалога Павсаний разделяет, отделяя “Афродиту пошлую” от “Афродиты небесной” заявляет следующее: “…Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем мужчин… Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом“. [Платон. Указ. соч. С. 90.]

Итак, любовь к женщине пошла, такое чувство могут испытывать лишь люди ничтожные, считали греки. Греческий гомосексуализм был  важной составной частью всей греческой культуры, в особенности – греческого воспитания. Считалась вполне нормальной “любовь” между взрослым мужчиной и юношей 15-18 лет: именно в таких отношениях молодой человек получал воспитание, а  педофелия рассматривалась как самая совершенная, самая прекрасная форма образования. [Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. С.56.] ” (9).                           

Христианство впервые посмотрело на женщину как на человека, увидело в ней самостоятельную цельную личность, неравную мужчине, но и не менее ценную для Бога, чем он. В христианстве женщина перестала быть чем-то нечистым, злым, перестала быть вещью и собственностью мужа, перестала, наконец, быть только матерью или женой. В этих словах нет никакой христианской пропаганды. Ярый противник христиан Цельс (II в. по Р.Х.) в своем “Правдивом слове” (“Alethes Logos”), вступая в полемику с христианским учением, которое он обвинял в нравственной и интеллектуальной деградации, недоумевал, как же христиане могут верить, что Бог ниспошлёт на землю Дух, вселив Его в “нечистое” тело женщины. [См.: Свенцицкая И.С. Женщина в раннем христинастве // Женщина в античном мире. М., Наука, 1995. С.156.](9).

Плохо зная историю, мы порой забываем, что Церковь Христова впервые во всей полноте раскрыла достоинство и призвание женщины, дав им глубокое религиозное обоснование, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы.

Да, за долгие два тысячелетия Православная Церковь никогда не рукополагала женщин в сан священника или епископа (хотя диакониссы занимали некогда довольно видное место в служении Церкви миру).

Однако несравненно выше всех епископов, митрополитов, патриархов Православная Церковь чтила и чтит «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

Почитание Пресвятой Богородицы, благословенной между женами (Лк.1. 28), дало религиозное обоснование самому возвышенному отношению к женщине. Потому что Благодатная Мария, Которую, по евангельскому пророчеству, «ублажают все роды», явила высшую степень нравственной чистоты, духовного совершенства и святости, до которой смогло подняться человечество.

При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым  «В  Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала, причастность к делу спасения и возрождения человечества»(X.5)

Христос избрал в апостолы и служители только мужчин, хотя среди Его учеников и слушателей было немало женщин. Роль женщины в жизни Церкви здесь нисколько ни принижается, но всегда  озаряется светом личности Девы Марии, Матери Господа и Царицы мира.

Это и евангельские , и равноапостольные  (Нина, Елена, Ольга), и современные жены-мироносицы: Святая Елена Московская  (Девочкина), Ефросиния Полоцкая, кн. Чешская  Людмила, Фотина, Лариса, Блаженные:  Ксения Петербургская, Матронушка  Босоножка (Петербургская),  Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Пелагия и Параскева  Дивеевские, Пелагия, Любовь Рязанская, Валентина Минская, Марфа Царицынская, Елена Таганрогская, Таисия, Ефросиния Колюпановская, Анастасия Владикавказская, Алипия Киевская, Дарьюшка  Костромская, Макария, Евдокия, мать Наталья, Валя  и сонмы Святых  мучениц: Великомученица Ирина и Екатерина, София, Вера, Надежда и Любовь, Варвара, Мария, Неонилла, Галина, Валентина, Параскева Пятница, Фекла,  Виринея, Святые Царственные мученицы: Царица Александра Федоровна, Царевны:  Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, Великая княгиня  Елизавета Федоровна (Романовы),  Греческая царица Пульхерия и Великомученицы царицы Грузинская Тамара и  Кетевана и множество других праведных жен!

…Близ Спасителя мы находим всех истинных женщин.

Пройдем молчанием святых жен ветхозаветных, которые не получив обетований, только издали видели их и в вере умерли (Евр.11,18); не будем говорить ни о благочестивой Сарре, ни о скромной Ревеке, ни о нежной Рахили, ни о храброй Деворре, ни о смиренной Руфи, благоразумной Авигее, молчаливой Сунамитянке. Ограничимся только женами новозаветными.

Вот подле Спасителя пророчица Анна, – образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на свои 84 года, находит в себе юношескую бодрость говорить о  Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2,36,38).

Близ Спасителя Мария из Вифании, – образец жены глубоко привязанной.Ревнуя об одном на потребу, избрав благую участь, сегодня сидит она у ног Спасителя и насыщается словом жизни, а назавтра омывает  эти же самые ноги драгоценным миром и отирает их собственными волосами, желая тем самым выразить свое уважение и любовь к Спасителю (Лук.10,38-Лук. 10, 38, 42; Иоан.11,2;12,3).

Подле Спасителя и сестра ее Марфа, образец женщины-хозяйки. Хлопочет она о любимом брате, заботится о Боготворимом Спасителе; служит она Ему во время посещения, призывает Его в день скорби, благословляет Его в день избавления  (Лук.19,38-42;Иоан.11,19-45;12,1-2).

Подле Спасителя Хананеянка – образец женщины постоянной, твердой в вере и уповании. Своей верой и своим пониманием превосходит она самих Апостолов; своей неотступностью в молитве побеждает отказ Спасителя и удостаивает вместе  с исцелением дочери получить такую высокую почесть, какой прежде ее никто еще не заслужил со времени Адама: “О, жено! велия вера твоя” (Матф.15,11-28).

Подле Спасителя  Мария Магдалина, – образец женщины признательной. Мужеством и любовью ко Христу превзошла она приближенных учеников Его. Вслед за Христом явилась она на Голгофу, когда ученики разбежались; прежде учеников пришла она ко гробу, и за это первая удостоилась видеть воскресшего Господа и принести радостную весть об этом тем, которые должны были после разнести эту весть по всему миру (Лук.8,2;Иоан.20).

Близ Спасителя Тавифа, которая была исполнена добрых дел и творила много  милостыни, – образец женщины сердобольной. Всю жизнь свою посвятила она на облегчение страданий бедных жителей Иоппии и в минуту смерти ее открылось, как много значила она для людей ее окружавших, когда все почувствовали что ее ни стало и проливали горькие слезы (Деян.9,36-44).

Подле Спасителя верой своей стоит и Фива, диаконисса  Кунхрейская, оказавшая гостеприимство многим и своим примером показавшая путь множеству диаконисс  последующих веков (Рим.16,1,2).

Подле Спасителя и  Прискилла, – образец благовестницы Христовой. Подвергая себя всевозможным опасностям, она вместе с мужем своим содействует утверждению церквей, основанных среди язычников (Рим.16,3,4), и своими беседами утверждает веру ученого, красноречивого Аполлоса  (Деян.18,24-28).

 Подле Спасителя  Лидия, бестрепетно дающая приют Апостолам в собственном доме своем, который в скором времени превращается в церковь  и  становится средоточием христианской  деятельности в Филиппах  и Македонии (Деян.16,14,15,40) ( 7) .                                 

Подле Спасителя также Святая  Татьяна , назначенная диакониссой Римской церкви и с усердием ухаживающая  за больными, посещающая темницы, помогающая  неимущим, старающаяся  постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами; Святая Ирина (Македонская), проповедовавшая христианство среди язычников и за всю жизнь обратившая  более 10 тысяч человек; Святая  Ирина (Византийская императрица),  ревнительница благочестия и православия, мученически боровшаяся за истинную веру, которая «более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына… ,приняв  самодержавную власть «исправила все то, что пришло в расстройство в царствование её сына».  Феодор Студит восхвалял  ум «преблагой монархини» и её «поистине святую душу. Дорофей Монемвасийский  писал: «О чудо! Одна женщина с ребёнком восстановила благочестие!”; Святая  Зина из Малой Азии Киликийской  области в городе Тарсе с сестрой Филонилой, родственники апостола Павла по приданию. Глядя на жизнь их дяди апостола Павла, решили всей душей уверовать в Господа Бога, пошли по городам и стали проповедо- вать Евангелие; занимались врачеванием и лечили всякий недуг и язвы у больных людей в вертепе, стали совершать поистине апостольское дело; многие язычники благодаря наставлениям сестер обретали христианскую веру и крестились.

Невозможно понимать слова апостола Павла об отношениях женщины и мужчины вне контекста всех его посланий и слов, обращенных ко всем чадам Церкви: “Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…” (Рим.12:6-12).

Учение апостолов Петра и Павла утверждает равенство всех чад Церкви, и вместе с тем – законную установленную Богом иерархию: Церкви   и  Иисуса Христа, мирян и священников, детей и родителей, женщин и мужчин: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова” (Еф.5:22-26). В этих словах достаточно полно выражается все учение апостола об отношениях мужчины и женщины. Все люди являются чадами Церкви и жизнь всех людей освящается любовью и подражанием Христу.  

Именно в контексте окончательного главенства и управления мы должны понимать слова: “а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” (1Тим.2:12). (Не буквально в значении “молчать и не учить”, как порой это понимают).” Не следует вычитывать из этого отрывка запрет всем женщинам участвовать в работе и служении Церкви, его просто следует читать с учетом и в контексте иудейского и греческого мировоззрения” (Комментарий Баркли к Новому Завету).

Кроме того, мы должны понимать исторический и культурный контекст апостольских посланий. Послания апостолов обращены к людям, живущим в обстановке, отмеченной этим традиционным образом мысли и поведения. “Нововведение» Христа – это факт: это недвусмысленное содержание Евангельской вести и плод Искупления. Однако осознание того, что в браке существует «взаимное подчинение супругов друг другу в страхе Христовом», а не только повиновение жены мужу, должно постепенно возрастать в сердцах, совести, поведении и обычаях.

Это призыв, который, начиная с того времени и доныне, не перестает быть задачей для сменяющих друг друга поколений; призыв, который люди всегда должны принимать снова и снова. …И жене досталась немаловажная часть всего вообще управления делами, именно — домашняя; а без нее  и гражданские дела никогда не могли бы состояться. Если бы домашние дела находились в расстройстве и беспорядке, то каждый из граждан должен был бы сидеть дома, и дела гражданские находились бы в худом положении. Таким образом и в этих делах она участвует не менее (мужа), и в духовных (Свт. Иоанн Златоуст, 54, 832).

Назначение женщины- быть  для мужчины “помощницей по нему”. А первая помощь, какой в праве ожидать мужчина  от женщины, – это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной (6).

Климент Александрийский в “Строматах”( 1), приводя примеры как из Ветхого Завета, так и из греческой истории, утверждает, что “женщины способны достигнуть совершенства в такой же степени, как и мужчины”(п.118).  Климент посвящает два раздела своего труда примерам мужества и мудрости, скромности женщин, призывая к тому же и своих современниц. “Прекрасно сказано в Писании, что жена дана мужу Богом в качестве помощницы …,она всегда уповает на Бога, помощника и соратника в её делах, подлинного защитника и спасителя ныне и в будущем. Она сделает его руководителем и наставником всей своей жизни, во всем стремясь к благоразумию и праведности, до конца будучи верной своей любви к Богу” (п.127).

Св. Григорий Богослов  (2) учит, что несправедливо устанавливать разные законы для женщин и мужчин, и более тяжкие наказания за прелюбодеяние для женщин, оставляя мужчин, совершивших такое преступление, без наказания. “Мужчины были законодателями, потому и законодательство против женщин, потому и детей отдали во власть отцов, а слабый пол оставлен в пренебрежении”. Развивая эту мысль, Григорий явно вступает в полемику с византийской привычкой считать замужнюю женщину человеком второго сорта, а женский пол вообще – источником зла и бед. Он пишет: “Один Творец у мужчины и женщины, одна персть – оба они, один образ; один для них закон, одна у них смерть, одно воскресение. Мы рождаемся от мужчины и женщины; один долг детей по отношению к обоим родителям… Если думаешь о худшем, то согрешила женщина, но также и Адам: обоих прельстил змий, ни та не оказалась слабее, ни этот сильнее. Но подумай о лучшем: обоих спасает Христос Своими страданиями. Ради мужчины стал Он плотью? Но также и ради женщины. Ради мужчины умер? Но и женщина смертью Его спасена. <…> И будут, говорит, двое одна плоть, а одна плоть пусть обладает одинаковым достоинством. Павел же и примером законополагает целомудрие. Как и каким образом? Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Хорошо жене почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу не бесчестить Церковь в лице жены” (Жизнь и учение св. Григория Богослова).

Равное достоинство мужчины и женщины утверждает и св. Василий Великий в Беседах “Об устроении человека” (3). Отцы-каппадокийцы не на одном примере могли убедиться в верности своих рассуждений. Бабушка и сестра св. Василия и св. Григория Нисского (Макрина Старшая и Макрина Младшая) прославились святой жизнью. Святой Василий приводил в пример мужчинам и женщинам прославленную мученицу Иулиту. В “Диалоге о душе и воскресении”, в котором Григорий Нисский  излагает свою беседу с умирающей сестрой, мы  видим  Макрину  Младшую достойной собеседницей, помощницей – и даже наставницей – в духовной брани (3).

Из жития преподобного Ефрема Сирина (4) мы  также узнаем  о женщине, которую Господь послал ему  для  наставления в духовной брани.

Однажды преподобный Ефрем (Сирин) вознамерился пойти в город Едессу в Месопотамии. Он обратился к Богу с такой молитвой: “Господи Иисусе Христе! Сподоби  меня увидеть город Твой, и   я  буду входить в него, пошли мне навстречу такого человека, который побеседовал бы со мною о Священном Писании с пользою для меня”.

Когда он, так обмолвившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, подвижник опечалился и обратился мысленно к Богу: “Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Но каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?”

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с таким вопросом: “Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и дерзко смотришь на меня?”

Женщина ответила: “Я смотрю на тебя, потому что жена от мужа взята, а ты смотри ни на меня, а в землю, из которой ты взят”.

Услышав это, Ефрем подивился такому  ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его  (4).

Уместным здесь будет вспомнить мудрое наставление умным женщинам: “Будь высокомудренна, но не высокоумна” (свт. Григорий Богослов, 16, 243).

Учение св. Иоанна Златоуста о браке (5), как союзе двух полноценных личностей, направленном к Богу и святости, актуально и сегодня, и даже более, чем современные же рекомендательные работы о жизни в христианской семье. Муж и жена призваны во всем заботиться друг о друге, стремиться ни чем не досаждать друг другу, воспитывать друг друга в святости и благочестии. “Ни друзей, ни учителей, ни начальников своих не послушает он [муж] столько, сколько свою супругу, когда она увещевает и советует, поелику ее увещание соединено с некоторым удовольствием, которое происходит от горячей любви к увещевающей. <…> Ибо жена пребывает неразлучна с мужем своим при трапезе и отдохновении, при людях и наедине, во всем ему предана и так тесно соединена с ним, как тело с главою. Посему, если только она разумна и заботлива, никто не может сравниться с нею в ее попечении о муже”(5) .

И даже против женщины со злым нравом св. Иоанн Златоуст не говорит ничего, унижающего ее, а предлагает рассмотреть поведение мужа. “Горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя. Не сделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины? И вот рана, нанесенная тобою женщине, врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена. А что худая жена есть заушение грешному, об этом свидетельствует Писание:” Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет, как горькое противоядие которое иссушает худые соки грешника” (“Мысли святителя Иоанна Златоуста о христианском браке”) (5).

Фома Аквинский в “Сумме теологии”(6) признает необходимость и  благость создания двух полов и утверждает, что для души полов не существует. На физическом уровне мужчины и женщины различны, и представляют активное и пассивное начало, но на духовном уровне это деление не имеет силы, так как и мужчины, и женщины действуют во Христе. (Фома Аквинский. Сумма теологии. III, 31; 67).

Сегодня  Церковь вновь и особым образом утверждает ценность семьи. В Таинстве Брака создается малое сообщество людей, дом, в котором должны жить любовь и милосердие.

Супружеская жизнь – это совместный путь к святости и апостольству. Роль женщины в семье велика, мы видели, какое значение верному поведению женщины в семейной жизни уделяли святые отцы и христианские писатели. Женщины призваны особым образом участвовать в Божественном акте творения нового человека.

Новозаветное переосмысление человека отнюдь не отменяет и многих ветхозаветных смыслов. Материнство в христианстве пользуется таким же почтением и уважением, как и в древние времена. Более того, сбывается обетование, данное первым людям: от женщины рождается Иисус Христос – Спаситель мира, Богочеловек, Который Своей крестной смертью уничтожает последствия первородного греха: уничтожает смерть и освобождает человека от рабской зависимости греху (9).

В 830 году византийский император Феофил выбирал себе невесту. 11 прекраснейших знатных дев были представлены ему. Феофил вошел в зал, держа в руках золотое яблоко, которое он должен был вручить своей избраннице. Подойдя к Кассии, он сказал: «От жены произошло все злое» (намекая на грехопадение Евы). Кассия же быстро отмела богословские инсинуации императора и ответила Феофилу: «От жены же произошло все лучшее» (имея в виду рождество Христа от Марии). Тут император здраво рассудил, что с такой женой править будет скорее не он, а она. В итоге яблоко было подано Феодоре, которая стала императрицей. Кассии же не оставалось другой дороги, как в монастырь… Такова легенда.[11] А Феофил и в самом деле кончил плохо: он стал еретиком, уничтожавшим иконы (12) 

Материнство являет собой участие в любви Бога к людям, и оно никак не может унизить личность матери или помешать ее самореализации. Вспомним, что  Пресвятая Богородица осуществила свою миссию именно через рождение Сына и заботу о Нём.

Достохвальное  монашеское служение и посвящение создает женщину матерью многим людям. Так, Церковь приняла в свое богослужение Рождества и Страстной Седмицы песнопения, написанные в IX веке монахиней Кассией (и, кстати, отнюдь не анонимные, но подписанные ее, то есть женским, именем) (11).

Материнское служение собственным детям и всем людям является особой ролью женщины,  равно с ним  она  может и должна принимать полноценное участие в общем священстве верующих мирян; но лишь мужчин Христос призывает быть Его служителями. Это не является ни лишением женщины неких законных прав, ни следствием недоброжелательного отношения   к  ней, ни следствием предубеждения против женщин, господствовавшего  в  еврейском и других обществах Древнего мира.

Весь Новый Завет обращен и к мужчине, и к женщине. Все учение Христово взывает к людям обоих полов: “И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней” (2 Иоанна 1:5-6).

Семья, как малая церковь, является домом этой любви, где один заботится о другом. Однако, Бог устанавливает, как главу, мужчину. Сравнение мужчины с Главой, а женщины с Телом Христовым, конечно же, тоже не несёт никакого указания на ущербность способностей и разума женщины. Но Христу было угодно, чтобы мужчины были управителями и священнослужителями его Церкви (и главами семей).

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. Вообще христианство возносит брак на недосягаемую дотоле высоту: венчание именуется таинством, а любовь супругов сравнивается с любовью Бога и человека. Кстати сказать, понимание любви в христианстве очень сильно отличается от понимания любви в язычестве. В античной греческой литературе понятие любовь чаще всего выражается словом “эрос”. Эрос – это всегда страстная любовь; любовь, приносящая одновременно наслаждение и страдание. Эрос – это желание заполучить другого, это любовь для себя. Интересно, что в евангельских текстах слово “эрос” не встречается. Вместо него евангелисты используют слово “агапе”. Агапе, в отличие от эроса, есть любовь дарующая, а не вожделеющая. Любовь для другого, а не для себя. [См.: Вардиман Е. Указ. соч. С. 105.]

В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто “ячейкой общества”, но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться “на время” – она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгоды и удобств. Кстати сказать, венцы, которые во время венчания в Православной Церкви надевают на жениха и невесту, это не царские, как думают многие, а мученические венцы. Конечно, не в том смысле, что брак – это сплошное мучение, нет. Имеется в виду другое: по толкованию одного христианского святого, муж не должен останавливаться ни перед какими страданиями, даже смертью, если они нужны для блага жены. Венчающиеся здесь уподобляются раннехристианским мученикам, которые страдали за Христа…

Что же касается известной фразы апостола Павла жена да боится своего мужа (Еф. 5:33), то, по мнению большинства православных богословов, она не означает, что жена должна испытывать страх и трепет перед грозным супругом, а лишь то, что она должна бояться оскорбить мужа, бояться стать поруганием его чести. Это не животный страх от ненависти и ужаса, а страх охранительный, проистекающий из любви. Так дети боятся обидеть родителей, боятся причинить им боль…. Кроме того, не стоит забывать и о тех словах, с которыми в этом же отрывке апостол обращается к мужу: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя (Еф. 5:25, 33)

В Божественном Откровении и в учении Церкви утверждаются высокий статус и достоинство личности женщины, что есть практически уникальное явление в всем многообразии мировых религий. Сегодня общество не находит недоступных женщине форм труда., Церковь предлагает ей широкое поле для деятельности: участвовать в жизни Церкви, в миссионерском служении Церкви, принимать участие в приходских советах, активно возвещать истину, пользуясь особым умением передавать веру другим, инициативностью в соединении со смирением, желанием поделиться своими чувствами и призыв самим испытать их, чтобы обрести твердую уверенность в вопросах веры. Помимо традиционно предлагаемой женщинам деятельности в области катехизации, ухода за больными, бедными и детьми, важность апостольской деятельности женщин в области оживления Литургии. Обычно в богослужениях участвует больше женщин, чем мужчин, что говорит о глубине их веры, духовной чуткости, благочестии и особой привязанности женщины к литургической молитве и Евхаристии.

В отношении Таинств Церкви различия пола имеют глубокое значение и их нельзя игнорировать, не нарушая сущности таинства . Христос является Женихом, Церковь же – Невестой. На протяжении веков Православная Церковь сохраняла эту практику; верим, что она будет сохранять ее и впредь.

- Спросим любого пожилого священника, хорошо помнящего годы гонений  в  нашей стране: на ком тогда держался церковный приход? -восклицает протоиерей Николай Балашов.  - А сегодня - разве не на них же, долготерпеливых и верных делу Божию, держатся наши храмы, особенно новые, устрояемые  подчас «с нуля»… ?

Имея такой опыт участия женщин в жизни церковной общины, мы не сомневаемся, что и  в жизни всего общества деятельное участие женщин весьма ценно и важно. Женщины во всяком случае не менее, чем мужчины, способны отстаивать те вековые нравственные ценности, которыми живет народ. Поэтому политическому, культурному, социальному равноправию женщин с мужчинами Церковь, не колеблясь, говорит «да» (8).

С самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности.

Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5. 21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11. 11-12).

Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа ко спасению, которое Христос принес для всех людей: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 28)

Как учит нас Русская Православная Церковь в пункте  I.3 Основ социальной концепции:  “Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар для служения всем. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10)… Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях:«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17. 15,18). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви (Х.5). 

На вопрос:  “Кому адресованы «Основы»? Это инструкция для священников?”, – прот.Николай (Балашов) отвечает:
- Нет, это документ для всех – для архиереев и священников, монахов и монахинь, для всех верующих, «сверху донизу». «Основы» будут изучать в духовных семинариях и академиях; надеемся, приходские священники будут объяснять этот документ своей пастве. Со временем, несомненно, понадобятся новые тексты, разъясняющие или дополняющие этот труд. Но составлялся он так, чтобы служить Церкви в течение длительного времени.  Как сказано в «Основах», Церковь «усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству… Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму»(X.5) (8).

В то же время необходимо помнить: как болезненное разграничение деятельности представителей разных полов, так и размывание границ между ними не может привести к благому результату. Феминистическое стремление “полной уравниловки” ведет лишь к обезличиванию людей и стремительно ускоряет рост общественных патологий. Гармоничная жизнь членов Церкви как Тела Христова возможна лишь в искреннем стремлении мужчин и женщин к служению друг другу, постоянной заботе о том, чтобы жизнь и совместный труд были полностью приведены в согласие с учением Церкви и Божьей волей.

На этот счет в Основах концепции Русской Православной Церкви  в пункте III.3 утверждается: “Разработку и применение концепции прав человека необходимо согласовывать с нормами морали, с нравственным началом, заложенным Богом в природу человека и опознаваемым в голосе совести.

Права человека не могут быть основанием для принуждения христиан к нарушению заповедей Божиих. Православная Церковь считает недопустимыми попытки подчинить взгляд верующих на человека, семью, общинную жизнь и церковную практику безрелигиозному пониманию прав человека. На это христиане должны вслед за апостолами Петром и Иоанном заявить: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19).

Недопустимо вводить в область прав человека нормы, размывающие или отменяющие как евангельскую, так и естественную мораль. Церковь усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного.

К сожалению, в обществе появляются законодательные нормы и политические практики, которые не только разрешают подобные действия, но и создают предпосылки для их навязывания всему обществу через средства массовой информации, системы образования и здравоохранения, рекламу, сферу торговли и услуг. Более того, верующие люди, считающие эти явления греховными, принуждаются признавать допустимость греха или подвергаются дискриминации и преследованиям.

По законам многих стран наказуемы действия, причиняющие вред другому человеку. Однако опыт жизни показывает, что и вред, наносимый человеком самому себе, распространяется на окружающих, на тех, кто связан с ним узами родства, дружбы, соседства, совместной деятельности, гражданства. Человек несет ответственность за последствия греха, поскольку его выбор в пользу зла пагубно влияет на ближних и на все Божие творение.

Согласно своему достоинству, человек призван к благим делам. Он обязан проявлять заботу об окружающем мире и людях. Стремлением его жизни должно быть совершение добра и научение добру, а не злу: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).

И пункт III.4 :  Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним. Творец вложил в человеческую природу необходимость общения и единения людей, о чем Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Любовь к своей семье и другим близким людям не может не распространяться на народ и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Признание прав индивидуума должно уравновешиваться утверждением ответственности людей друг перед другом. Крайности индивидуализма и коллективизма не способны служить гармоничному устроению жизни общества. Они приводят к деградации личности, нравственному и правовому нигилизму, росту преступности, утрате гражданской активности, взаимному отчуждению людей.

Духовный же опыт Церкви свидетельствует, что напряженность между индивидуальными и общественными интересами может быть преодолена тогда, когда права и свободы человека согласуются с нравственными ценностями, а главное – когда жизнь человека и общества оживотворяется любовью. Именно любовь снимает все противоречия между личностью и окружающими ее людьми, делая человека способным полностью реализовать свою свободу и одновременно заботиться о ближних и об Отечестве.

Действия, направленные на соблюдение прав человека, на совершенствование общественных и экономических отношений и институций, не увенчаются подлинным успехом, если будут игнорироваться духовные и культурные традиции стран и народов.

Под предлогом защиты прав человека одним цивилизациям не следует навязывать свой уклад жизни другим. Правозащитная деятельность не должна служить политическим интересам отдельных стран. Борьба за права человека становится плодотворной тогда, когда она служит духовному и материальному благу личности и общества.

С точки зрения Православной Церкви, политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности. Для этого реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию. Нужно помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право пользоваться теми природными благами, которые даны нам Творцом.

Вот почему в наши дни в мире, зачастую чуждом и даже враждебном вере, верующие  женщины и их семьи играют первостепенную роль как очаги живой и лучезарной веры. Поэтому мы называем семью древним наименованием:  домашняя Церковь (Ecclesia domestica).

В лоне семьи родители и, прежде всего, женщины – матери должны быть для своих детей первыми наставниками веры, словом и примером и благоприятствовать призванию каждого из них, особенно духовному. Именно здесь осуществляется преимущественным образом священство крещеных – отца семейства, матери, детей, всех членов семьи  через принятие таинств, молитву и благодарение, свидетельство святой жизни, самоотвержение и действенную любовь  (изм. авт.)(8).

Всякий  иной взгляд на  участие  женщины в семье и в  христианской миссии  в этом мире, как противный учению Самого Божественного Основателя христианства, чужд истинного христианства и является антихристианским.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). И Благая весть о Нем, которую проповедует Церковь, по существу тоже не меняется.

Но ведь люди, к которым обращены эти слова, – они меняются, потому меняется и язык, на котором говорит Церковь. Изменчива культура, изменчивы условия жизни людей. И в наше время эти перемены происходят особенно быстро. У человеческого общества возникают новые вопросы, на которые Церковь обязательно должна ответить. Если ответы новые, это не значит, что они придуманы, возникли на пустом месте. Они основаны на вечном Евангелии, на Священном Предании Церкви. Корни всего, чему Церковь учит, уходят в многовековую сокровищницу церковной мысли…(1.2. Основ) (8).

В заключении  приходим к выводу, что оба раза, когда апостол Павел запрещает жене учить, это относится к публичному поучению своего мужа (1Кор.14:34-35, 1 Тим. 2:11-12).

А вот запрещения женщине нести служение в Новом завете нет. Скорее наоборот:  как видим, женщины были и в окружении Христа, и с первых дней – на важных позициях в церкви. Они несли дьяконское служение (Фива), жертвовали своим имуществом (Сапфира), были пророчицами (дочери Филиппа благовестника), занимались благотворительностью и рукоделием (Тавифа), проводили богослужения у себя дома, и часто их вклад апостол ставит в ряд со служением их мужей (Рим. 16:3-4) – неслыханное дело в то время!
Поэтому богословских оснований “угасить Духа” (1Фесс.5:19), запретив женщине – христианке, проповедовать, в Священном Писании, в Святоотеческом Предании и современном церковном праве нет. Другое дело, что часто активность женщин объясняется одной простой вещью – пассивностью мужчин..
С другой стороны, если Бог спасает людей через их ( женщин) служение, разве это не доказательство помазания Духом (1Кор.9:2)? Давайте “слушать Бога более, нежели человеков”. А мужчин пусть эта ситуация побудит “встать с диванов” и начать, наконец, исполнять свою роль в жизни как мужей, отцов и священников своих семей.

Каков же путь современных жен-мироносиц?

Истинное христианство для нас, православных  женщин есть несение креста  и мы, христиане, если не напрасно носим это имя, должны быть крестоносцами.

Об этом учит совершенно ясно и непререкаемо Сам Господь Наш Иисус Христос, говоря: “Иже хощетъ по Мне ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мне грядетъ ” (Марк, 8,34). И “если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

Нам надо научиться отличать своих от чужих; Христос это делал. На просьбу хананеянки помочь ей Господь ответил: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26). Посылая апостолов на проповедь, Господь говорил им: «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 5-6).

Теперь Новый Израиль – Божий и новые дети Авраама  – это  православные христиане. Прежний Израиль отпал от благодати и соделался быти неверными и отступниками. Но и новый народ Божий, народ христианский, хромает, как сын без благодатного царя Саула, на две ноги сразу. Св. Игнатий Брянчанинов говорил о Православной церкви в России, что она, как зеленое дерево, которое внутри изъедено червями и при первом натиске бури сразу и обрушится.

Вывод очевиден: теперь погибающий Израиль – это мы, православные, и призыв «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» для православных проповедников более чем актуален. Теперь не время помогать «чужим» погибающим, все усилие православной миссии должно быть обращено  внутрь нашего собственного народа (народа православного). Можно, конечно, помочь найти путь спасения непьющему соседу – «свидетелю Иеговы», но не надо забывать о собственном члене семьи – хроническом алкоголике.

Мало бить себя в грудь и кричать: «я православный»; Православие – это не клеймо на породистом телке, а высочайшая ответственность в глазах Бога. Православие – это образ жизни, к которому мы еще и не приблизились. Мы только примазались все к Православию, а это вера святых, святых, а не книжников и фарисеев, в которых мы все давно превратились. И никакими пышными службами и напыщенными словами мы не скроем духовной наготы нашей. Только национальное покаяние может очистить и исправить нас.

Теперь надо оставить «дар твой пред жертвенником», оставить чисто внешнее, лишенное внутреннего смысла, сугубо обрядовое и пойти и примириться с Богом и ближним. Без этого все наши обряды и таинства будут нам только в погибель. Сказано о важнейшем из Таинств, о Святой Евхаристии: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 28-30).

Сейчас время оставить лицемерное служение и идти примириться с братьями нашими. Примириться с братом не означает сделать его соучастником наших грехов или подпасть под его грехи. Единство во грехе противно Богу, это Вавилонское единство. Примириться с ближним означает помочь ему и себе обрести через взаимное покаяние МИР с Богом. Тот мир с Богом, без которого все наши усилия построить радостную и счастливую жизнь лишены всякого смысла. Возненавидеть грех и возлюбить грешника, и означает идти путем примирения, без которого наши молитвы выше потолка не поднимаются. Как и сказал Господь:«оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Примириться с ближним означает и устранить ту социальную несправедливость, которая существует в современном обществе. Богатый, который разбогател на эксплуатации других людей, на казнокрадстве, спекуляции и мошенничестве, тоже призывается Богом оставить дар свой пред жертвенником и пойти примириться с братьями своими. Примириться так, как примирился с людьми, а значит и с Богом, начальник мытарей Закхей. Сказано: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19, 8-9). Видите когда Господь примирился с грешным Закхеем и  назвал его сыном Аврамовым, тогда, когда он (Закхей) принял решение примириться со всеми теми, «кого чем обидел». Так и мы будем искать мира со всеми, насколько это только возможно. Ибо сказано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4, 20-21)… .

Блаж. Иероним пишет: «Господь и Спаситель наш, пока мы живем в этой жизни, увещевает нас к миру и согласию, соответственно чему и апостолы говорят: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18)». Иероним подсказывает, ссылаясь на ап. Павла, что мир надо иметь, «если возможно». Т. е., когда не возможно иметь мир, тогда надо и воевать. Но при этом надо помнить, что мир предпочтительнее войны. Но не такой мир, конечно, который делает нас врагами Богу. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Следовательно, и здесь само слово «мир» означает именно мир с Богом, т. е. не враждебное отношение к Его Святому Закону.

Такого мира не знают современные политиканы. Они противопоставляют Закону Божию свои конституции, уголовные и гражданские кодексы. Узурпаторы приоритетов (власти) Бога, они последуют первому диссиденту и узурпатору дьяволу. Он (сатана) первый, который вознамерился секуляризировать вселенную, обмирщвлять ее, отторгать ее из рук Создателя.

Мириться с соперником не означает заключать перемирие с дьяволом и его слугами. Он (сатана) наш главный соперник! Мириться с соперником означает искать мир среди своих, прежде всего, и «чужих», если последнее возможно, если этот мир не ставит нас в противоречивое соотношение с волей Бога.

В противном случае мы должны оставлять за собою право и на конфликт, войну со злом.

Блаж. Феофилакт пояснял, что мир с дьяволом совершенно не возможен …, а Преп. Феодосий Киево-Печерский учил: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими; свой враг тебе тот будет, кто убил бы перед твоими очами твоего сына или брата; прости ему все; но Божии враги – христоненавистники, еретики, держащие кривую веру… (10).

Истинное христианство для нас, православных  женщин есть несения креста  и мы, христиане, если не напрасно носим это имя, должны быть крестоносцами.

Об этом учит совершенно ясно и непререкаемо Сам Господь Наш Иисус Христос, говоря: “Иже хощетъ по Мне ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мне грядетъ ” (Марк, 8,34).

Взять крест – это означает, прежде всего, прозреть всем кто еще к этому способен, у кого духовные очи не ослеплены еще окончательно пристрастиями мира сего, денежными подачками, карьерными стремлениями  и обещаниями спокойной, приятной, веселой и привольной жизни. Прозреть и сознать всю пагубность этого современного  антихристова направления, став на путь решительного  и безкомпромиссного  исповедничества, которому учит нас великий отец Церкви и вселенский учитель св.Григорий Богослов:”Когда дело идет об явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавага кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее -бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины” (Творения, ч.1, с.192). Имеяй  уши слышати, да слышитъ! (10)

Может оказаться, что в ходе мирового развития мы, верующие люди, защищающие изначальные, богоустановленные  нравственные ценности, окажемся  в явном меньшинстве. Но Христос сказал  братиям и сестрам, составляющим  Единое и  Нераздельное Тело Православной Церкви: «Не бойся, малое стадо!»

                        Мы -русские! С нами Бог!

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Климент Александрийский. Строматы.

2. игум. Илларион (Алфеев).  Жизнь и учение св. Григория Богослова.

3. Св. Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в           общежитии и в отшельничестве

4. Неопознанный мир веры, Издательский совет РПЦ московского Сретенского монастыря, 2010, с.161 .

5. Мысли святителя Иоанна Златоуста о христианском браке.

6. Св. Фома Аквинский. Сумма теологии. III, 31; 67.

7. Протоиерей Дмитрий Соколов. Назначение женщины по учению Слова Божия, Санкт-Петербург, 2007.

8.  И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви.,М.: Даниловский      благовестник, 2001.Балашов Н. В.

9. В. Легойда Женщина и мужчина: отношения сквозь века.

10.Священник Олег Стеняев  http://www.podvorie-sokolniki.ru/index.php/materialy /61-besedy-protoiereya-olega-stenyaeva-po-chetveroevangeliyu-beseda-8;

http://svavva.ru/bibliya/poyasneniya/besedy-po-chetveroevangeliyu-evangelie-ot-matfeya-5-21-28.html/2

11.См. Монахиня Игнатия. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии // Богословские труды. Сб. 24. М., 1983.

12. Диакон Андрей Кураев в статье” Церковь в мире людей. Женщина в церкви. http://www.pravoslavie.ru/sm/6031.htm).

 

                        недостойная раба Божия Ирина ( Чепурная)

(Просмотров за месяц: 532, за сегодня: 1)
Всего просмотров: 2,310