переводчик сайта
EnglishFrenchGermanRussian
ВАЖНЫЕ НОВОСТИ ДСНМП
  • 15 апреля 2018 г.

    Священник Виктор Кинешов: “Вопросы, часто задаваемые сторонниками учения патриарха Кирилла и противниками его отступнического учения”.

  • 29 Ноябрь 2017 г.

    Сборник материалов по обличению имябожнической ереси

  • 12 ноября 2017 г.

    Документальный фильм “Гонение на Православие в день 100-летия явления Державной Иконы Пресвятой Богородицы”

  • 29 октября 2016 г.

    Беседа И.Ю.Чепурной с насельниками монастыря Общины во имя Иконы Божией Матери “Державная”

  • 12 Октября 2016 г.

    Резолюция Конференции «Россия над пропастью Нового мирового порядка»

ВСЕ НОВОСТИ

Популярные новости
  • Sorry. No data yet.
Ajax spinner
МАТЕРИАЛЫ О НМП
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
http://prav-film.ru
национальный-медиа-союз
Мероприятия движения СНМП
Видеосборники движения СНМП
Православно просветительские лекторий Союза Христианское Возрождение
Лекции, беседы, статьи руководителя Движения СНМП В.Н. Осипова
Проповеди и беседы священников
Вечера Московского Отделения Союза Русского Народа
Православные фильмы
Военные фильмы
На страже Православия
You Tube Движения СНМП
You Tube Студии православных фильмов Иоанна Богослова
Кто онлайн
1 посетителей онлайн

Протоиерей Георгий Городенцев “Критика мнения профессора Алексея Осипова о «двух линиях»”

FacebookVKTwitterOdnoklassnikiLiveJournalLinkedInMail.RuGoogle+Google GmailПоделиться

FDSKJKSDJSDKLDKCSCKDMSCDSSDKLCSM3WE23KL23E2EЭто мнение проф. Осипов изложил в ответ на осуждение его лжеучения о конечности вечных геенских мук; осуждения, выраженного в известном Заключении Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. Осипов даже спеціально снял видеоролик, в начале которого заявляет, что «никогда не учил о конечности геенских мук». Он, якобы, учил лишь о «двух линиях в Св. Писании и Св. Предании (богослужебных текстах и творениях святых отцов)».

По мнению проф. А.И.Осипова: «Святые, которые придерживались первой линии, действительно учили о вечности геенских мук. Святые (в том числе и апостолы) второй линии учили, что благодаря Жертве Христовой и только ей, в конечном счете, будет Бог все во всем», – т.е., надо думать, по мнению Осипова, это свидетельствует о том, что все когда-то спасутся. «Правда, – говорит он, – это будет не сразу. Сначала там, в вечности каждый понесет наказание за свои преступления», – ну а затем, согласно осиповской мысли, наступит всеобщий апоката́стасис (в этом месте католическая ересь о чистилище, наверное, просто плачет от счастья, думая, что православные ее наконец-то приняли!).

Причем, по мнению профессора, «ни одно из этих утверждений, т.е. ни одна из этих двух линий, не имеет абсолютного значения в Св. Писании».

Далее проф. А.И.Осипов приводит многочисленные цитаты из последнего (но только из Посланий Апостольских), а также из разных святых отцов, по его мнению, подтверждающих «вторую линию», т.е. «конечность вечных мучений». Общий недостаток всех сих цитат состоит в том, что в них нигде прямо не говорится об этой самой «конечности геенских мук», но оная лишь домысливается самим проф. Осиповым. Который таким образом пытается толковать Св. Писание и Св. Предание своим умом, подгоняя их под свою «вторую линию».

Далее проф. Осипов, ранее и потом вдоволь поиздевавшись над богословской «безграмотностью» членов СББК, которые ссылаются лишь на Евангелие, забывая о Посланиях Апостольских (по мнению Осипова, выходит, что апостолы «второй линии» противоречат Христу в Его учении о вечности геенских мук, особенно ясно изложенном в притче о Страшном Суде), наконец наносит этим членам «нокаутирующий удар ниже пояса». Он замечает, что они не знают учения собственного прямого руководителя, председателя СББК Митрополита Иллариона. Который в своем труде «Христос победитель ада» говорит: многие отцы учили, что «будет Бог все во всем».

Наконец, в заключение проф. А.И.Осипов пытается утверждать следующее, цитирую практически дословно: «Я никогда не говорил, что Церковь учит о конечности ада. Я говорю, что мы находим в учении Церкви две параллельно существующие линии: одни говорят о вечности, другие – о полной конечности мучений.  Тайна, вот о чем я говорю!

Почему же тайна? Это премудрость Божия. Нельзя было сказать, что спасутся только праведники, а грешники погибнут. Тогда любой христианин скажет: я грешный (только сумасшедший считает себя праведником); поэтому любой христианин впадет в отчаяние.

А если бы Откровение ПРЯМО (выделено прот. Г.Городенцевым. – Г.Г.) сказало: не беспокойтесь, будет Бог все во всем, то коль мы спасемся, то море нам по колено. Поэтому везде в Откровении идут параллельно две линии, а за нами останется свобода. Премудрость и милость Божия – мы свободны», – конец цитаты из Осипова.

Начну критику этого лжеучения с его конца. Как видим, проф. А.И.Осипов утверждает, что «вечность или конечность геенских мук – это тайна потому, что, якобы, в учении Церкви существуют две линии на этот счет, – одни учат о вечности этих мук, а другие о их конечности. И в этом, якобы, премудрость Божия».

Но на самом деле такое утверждение – это самая обыкновенная нелепость с амбициозной, но совершенно неосновательной претензией на богословие. Действительно, в учении Православной Церкви есть много тайн. Мы, к примеру, говорим о тайне Пресвятой Троицы: о том, что Отец – Бог; и Сын – Бог; и Дух Святой – Бог, но не три бога, а Един Бог. Это непонятно человеческому уму, поэтому сие – тайна. Но однако же тайна не потому, что здесь какие-то «две линии, по первой действительно Един Бог, а по другой, мол, три бога». Тогда это была бы не тайна, а два противоречащих друг другу мнения – как и у Осипова по поводу вечности или конечности геенских мук.

Аналогично в Церкви есть учение о Таинстве Евхаристии, и святые Дары мы также иногда называем Тайнами Христовыми, потому что не знаем образа преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Но совсем не потому, что, якобы, «существуют две линии, согласно первой – это истинные Тело и Кровь Христовы, а согласно другой – лишь хлеб и вино». Опять же, если бы Церковь учила так, то это была бы не тайна, а два противоречащих друг другу мнения – как и у Осипова по поводу вечности или конечности геенских мук.

Поэтому если бы последнее Господу угодно было сохранить для нас в тайне, то, очевидно, Он не допустил бы никаких «двух линий», а попросту так и сказал бы – «это тайна». Однако же Праведный Судия абсолютно прямо говорит совершенно иначе: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его… И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25: 41.46).

Кстати говоря, отсюда с особой ясностью видна неосновательность всех приводимых проф. Осиповым цитат из Св. Писания и свв. отцов, которые, по его мнению, подтверждают лжеучение о «двух линиях» или, если быть точным, о линии второй – лжеучение о конечности геенских мук. Дело в том, что, как видим (Мф.25: 41.46), Господь наш Иисус Христос совершенно прямо сказал о вечности геенских мучений. Поэтому чтобы доказать якобы имеющееся наличие в Св. Писании и у свв. отцов другого мнения («второй линии), необходимо привести оттуда также совершенно прямые свидетельства того, что геенские муки не вечны, а не какие-то абстрактные цитаты, где об этом ничего не сказано, зато Осипов произвольно придает им угодный ему и его лжеучению смысл.

А прямых-то свидетельств он как раз и не приводит; что и неудивительно, поскольку их нет и в принципе не может быть! Ну в самом деле, если вы православный христианин, вы можете себе представить такое прямое свидетельство, например, у апостолов?! Вы можете представить себе, чтобы, скажем, апостол Павел прямо так и заявил: «Не верьте Христу, геенские муки не вечные»?! Правильно, не можете такое и помыслить, потому что апостол Павел, другие апостолы и святые отцы так никогда не учили, а вот проф. Осипов учит именно так!!!

Но я еще к этому вернусь несколько ниже, а пока несколько слов о нравственной несостоятельности лжеучения «о двух линиях». По мнению проф. А.И.Осипова, оно, якобы, предохраняет православных христиан от отчаяния и нерадения о собственном спасении. Но на самом деле, очевидно, что такое лжеучение будет ввергать христиан и в то, и в другое, поскольку «две линии» Осипова – это фактически два противоположных мнения. Поэтому одни будут принимать первое мнение, впадая, по мысли Осипова, в отчаяние, а другие – другое, поэтому будут не заботиться о своем спасении.

Причем то, что мнящие, подобно проф. Осипову и Оригену, о конечности вечных мук впадут в нерадение о своем спасении – это совершенно точно. Ибо, как учит великий подвижник благочестия преп. Иоанн Лествичник: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в серце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» (Лествица. Слово 5. 41).

А вот то, что христиане, придерживающиеся православного учения о вечности геенских мучений, неминуемо впадут в отчаяние, – это личные фантазии проф. Осипова, не имеющие никакого отношения ни к учению Церкви, ни к житиям ее святых и благочестивой жизни других ее членов. Спрашивается, а что, апостол и евангелист Матфей, лично написавший: «Пойдут сии в муку вечную» (Мф.25: 46), – неужто из-за этого впал в отчаяние и погиб?! Насколько я помню, житие сего святого говорит о иной его кончине – блаженной!

А почти современный нам святой преподобный Силуан Афонский «держал ум свой во аде и не отчаивался». Да и вообще все святые почитали себя великими грешниками, но из-за этого и они не отчаивались. Ибо в деле спасения уповали не на свои добродетели, посему не отчаивались из-за своих грехов. Но уповали на на милость Божию, которую Господь явит и действительно являл им, спасая их от ада ради Искупления, содеянного Христом. И вечность или конечность геенских мук для них именно в этой самой важной части их упования не имела особого значения.

А вот проф. А.И.Осипов, как известно, не верует в православный догмат Искупления. Посему из-за вечности будущих геенских мук действительно впадает в отчаяние. Вместе с ним впадают в отчаяние и его адепты, придерживающиеся осиповских заблуждений. Поэтому всем им, предчувствуя свое будущее наказание, хочется сделать его как можно более легко переносимым и «комфортабельным». Отсюда их навязчивые фантазии про «две линии», т.е. фактически – про мнимую конечность вечных мук.

Теперь вернусь к толкованиям проф. Осипова цитат из Св. Писания (Посланий Апостольских) и святых отцов. В каждом из этих многочисленных толкований он применяет лишь два своих, так сказать, «хита». Либо – это первый «хит» – неправославно истолковывает учение об Искуплении Христом человечества как учение «о безусловном спасении каждого человека, пусть даже в весьма отдаленном будущем». Либо (второй «хит») намеренно смешивает понятия об аде и геенне, понятия об адских и геенских муках.

Итак, разберем по порядку первый осиповский «хит». Согласно учению Православной Церкви Господь наш Иисус Христос безусловно искупил все человечество, т.е. каждого человека. Однако спастись каждый может не езусловно, как мнит проф. Осипов (мол, каждый безусловно спасется, хотя и в отдаленном будущем), а лишь в том случае, если он сам захочет принять сии спасительные плоды Искупления, содеянного Христом.

Так Господь в беседе с Никодимом, еще пророчествуя о будущем Искуплении, говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3: 14-15). Здесь, как видим, условием спасения является вера в Спасителя.

А перед Своим Вознесением Господь заповедал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16: 15-16).  Здесь апостолы призываются проповедовать Евангелие всей твари, т.е. всем без исключения людям, потому что Искупление содеяно Христом для всех без исключения людей. Но спасаются не все, а лишь те, кто уверовал во Христа и крестился, т.е. стал членом Православной Церкви. Остальные осуждаются, согласно другому месту Св. Писания, на муки вечные: «И пойдут сии в муку вечную» (Мф.25: 41.46).

Собственно об этом всегда учила Церковь и святые отцы, говоря, что «Бог не может спасти нас без нас самих». Поэтому многочисленные попытки проф. Осипова истолковать учение об искуплении всех людей Спасителем в качестве, якобы, «учения о спасении всех людей в отдаленном будущем» – абсолютно неосновательны.

Точно также неоснователен и другой «хит» проф. А.И.Осипова, состоящий в смешении учений Православной Церкви об аде (адских муках) и геенне (геенских муках). Лукавая цель сего смешения состоит в том, чтобы ложно выдавать одно за другое. На самом деле согласно православному учению ад и геенна – это разные места. Между ними, правда, есть подобие: так и то, и другое место предназначены для мучения грешников; но, повторяю, места это разные, и муки в них также различные. Я уже писал об этом ранее («Об аде, геенне и вечных муках», – публикация на РНЛ еще от 15 мая 2010 г.); думаю написать более полно о сем позже, поэтому пока не буду подробно останавливаться на сем учении Церкви. Для сей статья важно то, что, согласно сему православному учению, геенские муки, как и сказал Господь (Мф.25: 41.46), – вечные, а ад и адские муки вечными не являются.

Последнее видно хотя бы из того, что по своей крестной смерти Господь три дня и три ночи пребывал душей во аде, где проповедовал учение о покаяние грешникам, томящимся там до этого в страшных адских мучениях. Проповедовал даже допотопным закоренелым грешникам, из-за грехов которых был потоп, погубившей тогдашнее человечество, кроме Ноя и его семьи. Как и говорит об этом ап. Петр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от потопа» (1 Пет.3: 18-20).

Те из грешников, томящийся во аде, которые поверили проповеди Спасителя (даже из тех, кто жил в допотопное время), были изведены Им из ада вместе с ветхозаветными праведниками. Что, между прочим, и изображено на канонической иконе Воскресения Христова. Уже это одно говорит, что адские муки не вечные. Ну а в конце веков, после Страшного Суда, как учит Св. Писание и Св. Предание, будет другое место для нераскаявшихся грешников – геенна, часто изображаемая как «озеро огненное (Откр.19: 20; 20: 10; 21: 8); и другие муки – геенские, вечные (ср.Мф.25: 41.46). И сам ад будет «повержен в это озеро огненное» (ср. Откр.20: 14), т.е. в геенну.

Поэтому когда проф. Осипов, как он любит это делать, цитирует, например, те места из «Слова огласительного на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста, где говорится, что Христос«опустошил ад, сошедши во ад»; который из-за этого «огорчился, ибо стал праздным;огорчился, ибо посрамлён;огорчился, ибо умерщвлён;огорчился, ибо низложен», – то речь здесь идет именно об этом. О том, что Спаситель во время Своего преславного Воскресения извел из ада души всех тех, кто поверил его проповеди; а также о том, что ради сего Воскресения и сам ад в свое время (в конце веков) упразднится, будучи повержен в геенну, где будут вечно мучиться нераскаявшиеся грешники. А совсем не о том, что геенские мучения таковых грешников имеют конец.

Теперь посмотрим, как конкретно выглядит эти «хиты» проф. А.И.Осипова в отношении Св. Писания, т.е. Посланий Апостольских? Так пытаясь доказать в них наличие своей «второй линии», Осипов конкретно ссылается на два места из Апостола. На 1 Пет.3: 18-20, о котором было несколько выше вполне достаточно сказано, чтобы понять: в сем втором «хите» профессора нет никакой «второй линии», т.е. нет учения о конечности геенских мук.

Также проф.Осипов ссылается на следующий слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Он (Христос) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2: 2). Ну а это уже первый осиповский «хит», состоящий в неосновательной попытке трактовать умилостивительную, т.е. искупительную Жертву Христа как безусловное спасение всех, даже самых закоренелых и нераскаянных грешников. Конечно, сия величайшая Жертва принесена и за таковых, но получить пользу от нее, т.е. спастись они могут лишь в том случае, если сами захотят, поверив во Христа, покаявшись и совершив дела, достойные покаяния. Ибо «Бог не спасает нас без нас самих»!

Так что никакой «второй линии» у апостолов в их Посланиях нет. И это неудивительно. Ведь они писали сии Послания Духом Святым, о Котором Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14: 26). Видите, Господь не сказал, что Дух Святой возвестит апостолам какие-то новые истины, тем более такие (вроде лжеучения о конечности геенских мук), которые противоречат учению Христа! Нет, Он сказал им, да и всем святым отцам и учителям Церкви, учившим в Том же Духе, что Святой Дух напомнит им все, что говорил Христос. Поэтому ни апостолы, ни святые отцы и учители Церкви, учившие Духом Святым, в принципе не могли говорить ничего противного учению Самого Христа, изложенному в Евангелии.

Да и чего там ломать копья и «Ваньку валять» по этому надуманному вопросу?! Любому непредвзятому, православному христианину совершенно очевидно, что у проф. Осипова эта, очень мягко говоря, ложная гипотеза «двух линий» является, выражаясь научно, теорией adhoc, т.е. теорией, выдуманной (или, лучше сказать, высосанной из пальца) специально для данного случая. Для того чтобы, если говорить по-простому, наподобие фигового листочка прикрыть обнаруживающеюся в свете православного учения срамную наготу осиповского лжеучения о конечности вечных мучений, критике которого, если Бог благословит, я хотел бы посвятить следующую статью сего цикла.

Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса

Источник http://ruskline.ru/special_opinion/2016/sentyabr/kritika_mneniya_professora_alekseya_osipova_o_dvuh_liniyah/

(Просмотров за месяц: 937, за сегодня: 1)
Всего просмотров: 2,953