Еретичествующий митр. Илларион (Алфеев) навязывает православному народу не только ересь экуменизма, но и ересь имябожничества
Активная защита «культа имени Божия» проводится в книге митр. Илариона (Алфеева) с весьма интригующим и пленяющим именованием «Священная тайна Церкви». Митр. Иларион (Алфеев) , вслед за основоположниками ереси имябожничества, демонстративно утверждает, игнорируя всю тщательную работу Всероссийской Церкви и Вселенской Патриархии по уничтожению очага новой ереси в начале 20 столетия, что «имя Божие – это Бог».
Митр. Иларион (Алфеев), дерзновенно перетолковывая учение свмч. Дионисия Ареопагита о Божественных именах, абсолютно необоснованно утверждает, что «ветхозаветный культ имени Божия был полностью воспринят Православной Церковью». Более того, внося путаницу в богословские понятия символ, энергия, знак, личность, объект, поклонение и почитание, и т. д., митр. Иларион (Алфеев) делает еще одно еретического характера заключение: «Если в Ветхом Завете объектом богослужебного поклонения было имя Яхве, то в Новом Завете таковым стало имя Отца и Сына и Святого Духа» (1).
То что это не ошибка, а развитие и раскрытие митр. Иларионом (Алфеевым) имябожнической ереси об имени Божием как Боге доказывает и еще более яркая фраза в начале этой же 3-ей главы его книги: «Во многих случаях «имя Божие» является синонимом слова «Бог», и под поклонением имени Божию понимается поклонение Богу». Еще раз укажем на то, что имя Божие не является объектом поклонения, а словесным указанием на Божественную личность, неким словесным знаком и символом неразрывно связанным с Богом.
Ссылки на свм. Дионисия Ареопагита бессмысленны потому, что этот величайший таинник Божественных тайн не высказывает идей имябожников и митр. Илариона (Алфеева). Для свмч. Дионисия Ареопагита имя — это «доступный для нас символ» от которого «по мере сил устремляемся опять к простой и соединенной истине умственных созерцаний» (2), символ, «разъясняющие Промысл» (3).
Прп. Иоанн Дамаскин вслед за свмч. Дионисием Ареопагитом и свт. Григорием Богословом говорит о безымянности Бога в силу Его непостижимости, а также что данные Божественным Откровением имена указывают лишь на Божественные действия: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа, ибо имена – годны к показанию дел…. Итак, поколику Бог – непостижим, Он и безымянен». (Точное изложение Православной веры, кн. 1, гл. 12)
Очень важное определение об имени Божием мы находим в «Συνόδικος τῆς ὀρθοδοξίας» Константинопольского собора 1351г.: “Тем же, которые мудрствуют и говорят о Божественном имени, что им называется только Божественная сущность, и не исповедуют же согласно богословию святых богодухновенных (Отцов) и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на божественную энергию, и при этих обстоятельствах вновь почитающим всеми способами одно Божество, Отца, Сына и Святого Духа, считать ли Божеством их сущность или энергию, как этому нас научают божественные тайноводцы, — анафема” (4).
То есть орос этого догматически важного Константинопольского собора 1351г. указывает на то, что имя Божие только называет божественную сущность или не Божественную энергию, а не является ни сущностью ни энергией, то есть не Богом ни Божеством.
Во время разгара имябожнической смуты на Святой Горе известный святогорский старец Каллиник Исихаст сразу распознал тонкость возникшей ереси. В своем слове, которое дошло до Вселенского патриарха, он точно выразил суть имябожнической ереси: “Скуфью почитают, а голову забыли”.
Мы еще раз подчеркнем, что вопрос об учении Церкви о имени Божием был Всероссийской Церковью тщательно и глубоко изучен. Хотя в докладе архиепископа Никона (Рождественского) об имени Божиим приводятся в основном Святые Отцы Каппадокийской школы, но на них же строится учение и всей Церкви, которое продолжается и в творениях прп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Паламы. И все они вполне однозначно учат об имени Божием как словесном указании на Его свойства и энергии. (5).
1. Епископ Иларион (Алфеев). Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров., гл. III Имя Божие в молитвенной практике Православной Церкви. Православное богослужение. http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr00.htm
2. Свмч. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с толкованиями прп. Максима Исповедника. СПб. 2008. О божественных именах, гл. 1, с. 131
3. Там же, с. 226.
4. Перевод наш по тексту, приведенному Πρωτοπρεσβ. Ἱωάννου Ρωμανίδου. Κείμενα Δογματικῆς καὶ Συμβολικῆς θεολογίας τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας. Ἐκδ. Π. Πουρναρᾶ. Θεσσαλονίκη. 1982, σελ. 338-339.
5. Архимандрит Херувим. Современные старцы Горы Афон. М. 2002. с. 169.
Источник http://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/15-хранение-догмата-в-церкви/96-ot-redakczii-lpravoslavnogo-apologetar