переводчик сайта
EnglishFrenchGermanRussian
ВАЖНЫЕ НОВОСТИ ДСНМП
  • 29 октября 2017 г.

    Шок! Документальный фильм “За защиту Святого – в автозак! “Матильда” за щитами и дубинками полиции”

  • 12 ноября 2017 г.

    Документальный фильм “Гонение на Православие в день 100-летия явления Державной Иконы Пресвятой Богородицы”

  • 29 октября 2016 г.

    Беседа И.Ю.Чепурной с насельниками монастыря Общины во имя Иконы Божией Матери “Державная”

  • 12 Октября 2016 г.

    Резолюция Конференции «Россия над пропастью Нового мирового порядка»

  • 19 Октября 2016 г.

    Вечер МО СРН памяти патриарха Тихона. Дискуссия с противниками его святости (видео)

ВСЕ НОВОСТИ

Популярные новости
Ajax spinner
МАТЕРИАЛЫ О НМП
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
http://prav-film.ru
национальный-медиа-союз
Мероприятия движения СНМП
Видеосборники движения СНМП
Православно просветительские лекторий Союза Христианское Возрождение
Лекции, беседы, статьи руководителя Движения СНМП В.Н. Осипова
Проповеди и беседы священников
Вечера Московского Отделения Союза Русского Народа
Православные фильмы
Военные фильмы
На страже Православия
You Tube Движения СНМП
You Tube Студии православных фильмов Иоанна Богослова
Кто онлайн
16 посетителей онлайн

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия» Почему постигла нашу Родину-Россию такая страшная кара Божия? (1961-1968)

FacebookVKTwitterOdnoklassnikiLiveJournalLinkedInMail.RuGoogle+Google GmailПоделиться

ARHAVERKIYTAUSHEVВ празднуемый ныне славный день памяти великого Просветителя Руси св. равноапостольного князя Владимира этот столь тяжелый и так болезненно-переживаемый каждым православным русским человеком вопрос не может не вставать перед нами вновь и вновь во всей своей остроте.

Много, очень много высказывалось и продолжает высказываться разных мыслей, более или менее веских и правдоподобных, о причинах, которые вызвали страшную кровавую катастрофу, постигшую нашу Родину-Россию в 1917 году. Обыкновенно и чаще всего выставляются на вид причины экономического и политического характера, и ими думают все удовлетворительно и исчерпывающе объяснить. Но для нас, верующих русских людей, не может быть ни малейшего сомнения в том, что эти причины, если они и существовали в действительности, причины только вторичные, производные, привходящие, но отнюдь не главные, не коренные, не основные.

Главная причина всех бедствий, постигающих человека и лишающих его мира и благополучия, это — отход его от Единственного Источника жизни и благоденствия, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попрание Его Божественных законов и установлений, единственно-спасительных для человека.

А этим именно и согрешил и притом тяжко согрешил наш православный русский народ, которому был вверен Богом великий спасительный талант единой истинной, единой спасающей веры — веры святой, православной.

Мы уже много и не раз писали на эту тему. Но — увы! Глубоко вошла зараза богоборчества в души многих русских людей, даже таких, которые кажутся и сами себя считают верующими. И не удивительно! Ведь десятками лет велась эта систематическая и упорная работа по духовному разложению душ русских людей, по духовному опустошению их, и – достигла своей цели, в той или иной степени.

Ведь иначе не было бы у нас революции и большевизма, и не сидели бы мы теперь здесь заграницей и не спорили бы между собою о том, какими способами и методами лучше спасти Россию и какой политически строй установить в ней после освобождения ее от большевиков.

Некоторые, правда, за эти долгие годы изгнания образумились и, после всего пережитого, стали, наконец, здравомыслящими, поняв, что «Без Бога ни до порога» и что: «Кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец». Но еще очень многие, зачастую ослепленные гордынею и не находящие в себе сил смириться перед авторитетом Матери-Церкви, блуждают в духовных потемках, и очень мало, а то и совсем ничего не видят.

Среди этих последних не все воспринимают как должно, все то, что мы говорим и пишем, а говорим и пишем мы ведь не «от себя» и не «свое», а только то, чему учит и наставляет нас наша Мать-Церковь, стараясь убеждать в необходимости следовать всему этому, так как без этого нет нам спасения и еще горшие беды и напасти нас ожидают.

Неложны ведь слова Самого Господа, сказанные еще в Ветхом Завете через св. пророка Исаию и сохраняющие всю свою силу и для нас, христиан, в Новом Завете, поскольку они читаются Церковью в первый день Великого Поста за богослужением: «Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия» (Ис. 1, 19-20).

К чему же продолжать так упрямствовать и упорствовать в своем неразумном противлении своей Матери-Церкви, желающей нам только спасения?

Ведь это значит накликать на себя еще горшую участь, чем та, которая нас постигла, ибо противление Богу неизбежно влечет за собой справедливое возмездие по закону Правды Божией.

В частности, совершенно неправильно идеализировать сплошь все, что было у нас в прежней дореволюционной России. Ведь еслибы все было у нас вполне благополучно, то не было бы и революции и большевизма.

Дабы утверждения наши не показались кому-либо голословными, предоставим сегодня говорить на эту тему нашим величайшим духовным авторитетам последнего времени — Преосвященному Феофану Вышенскому и приснопамятному отцу Иоанну Кронштадтскому. Их слова тем более убедительны, что они говорили о неизбежно надвигающейся на русский народ каре Божией еще задолго до революции 1917 года и, таким образом, оказались как бы пророками.

Вот, что писал великий наставник всей верующей России святитель Феофан еще в 60-тидесятых годах прошлого столетия:

«Знаете ли, какия у меня безотрадныя есть мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и Церкви никуда негожи. Отцы и матери их были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и дух родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственныя дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, изсякнет наше Православие» (Письма о христ. жизни, стр. 78).

«Следует наказать нас», пишет он же в другом письме: «пошли хулы на Бога и дела Его гласныя. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас; ради Ея и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас?! Увы!» (Собрание писем вып. 7. стр. 206).

А вот и прямое предсказание революции (за 50 лет слишком до нее):

«Как шла французская революция? Сначала распространились материалистическия воззрения. Они пошатнули и христианския и общерелигиозныя убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать (справедливо иронизирует святитель), у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумныя, далее полуумныя, там безумныя. И пошло все вверх дном.

Что у нас? У нас материалистическия воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требования свободы и самоуправства выражаются свободно. Выходит, что и мы на пути к революции» (Собрание писем вып 7, стр. 142).

Ясно и определенно указывает святитель Феофан источник, из которого текло к нам это зло, приведшее нас к кровавой катастрофе:

«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!» (Письма о христ. жизни, стр. 70).

«Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые возстановлены изгнанные было из мiра мерзости языческия; оттуда уже перешли оне и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним «двенадцатый год»: за чем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть: может быть опять пошлет на нас Господь таких же «учителей» наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустыя слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и ведая сие, веселитесь и радуйтесь в эти дни (Рождества Христова) со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтобы все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйныя какия-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога» (Слово на Рождество Христово из «Мыслей» стр. 461).

А вот как негодовал наш великий Святитель на вкравшийся уже в его время, по западному образцу, обычай светской «встречи Новаго Года»:

«Хочу укорить вас за то, что вы к языческим обратились обычаям и вместо Бога стали прибегать к бесам. Это не громкия только слова, а самое дело. Вспомните, как многие из вас встречали Новый Год, – и теперь хладнокровно разсудите, — похоже ли это на что-либо христианское?! До полночи проиграть в карты, или проговорить о всяких пустяках, а в самую полночь, — на рубеже стараго и новаго года, – взять бокалы и вертеться, — что это такое? и есть ли тут какой смысл? Бог — Владыка времени и жизни нашей, дал нам провесть один год и вводит в другой. В минуту сего прехождения что прилично? — Воздеть руки к небу и поблагодарить Господа за прошедшия милости и умолить Его продлить Свое благоволение и на будущее… А вертеться с бокалами — тут какой смысл? Шутка разве жизнь наша?!.. Если так, то, конечно, нельзя лучше встретить новаго года, как пустословием и пляскою. Это будет — задать тон на весь год. Но ведь вы и сами так не думаете о времени и жизни!! Что же это делалось? Повеселиться захотели? Для веселия разве нет другого времени? Нет, тут делалось что-то другое. Что же бы такое? Вы скажете: обычай зашел. И я подтвержду: обычай зашел, и прибавлю: обычай совсем не христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Слово на Крещение Господне, стр. 31-32).

«Нынешнее общественное мнение решительно гонит и преследует все христианское. И как только начнет кто к делам Божиим усердствовать, — возстает на него и языком и делом» (Слово в Неделю по Крещении, стр. 49).

«Какой дух господствует ныне?.. Ныне начинает господственно водворяться среди нас дух мiра, тот дух, который побежден Господом нашим Иисусом Христом и должен быть побеждаем силою Его и чрез нас. Воды потопнаго нечестия устремляются на нас и готовы поглотить всех нас… Повсюду у нас открыты гульбища, зрелища, театры, музыкальные вечера, домашния представления, живыя картины, концерты, балы, фейерверки, увеселительные сады, куда всех приглашают без различия пола и возраста, без различия воскресных дней, праздников и постов. Сотни рук заняты описанием и живописным изображением всего этого, в сотнях листков, газет и журналов, где наперерыв стараются представить все это в самых привлекательных и обольстительных красках. Видите ли, как одолевает нас дух мiра и, совлекая с нас целомудренную одежду жития Христианскаго, облекает в срамныя рубища похотливых дел и обычаев» (Слово в день тезоименитства Имп. Александра II-го, стр. 266).

«Вот, братие, какая тлетворная образуется вокруг нас атмосфера! Сознаем опасность своего положения. Вслед за окончанием Крымской войны широкой рекой потекли к нам западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову, порядках в жизни семейной, религиозной, политической… Молитвословие и церковность начали быть вытесняемы из круга жизни нашей… Многие живут и действуют так, как бы для них не было Господа и Св. Церкви Его. Оттого идут в театр, когда надо бы идти в церковь, учреждают гуляния с шумом и музыкой во время церковных служб и даже близ церкви, отвлекая от нея простодушных… Идут мимо церкви и не молятся, — от того, что не помнят о ней: голова не тем занята. Много и другого дурного занято нами от соседей. Не перечислить всего. Довольно и указанных случаев, чтобы увериться, что начали прокрадываться к нам обычаи, обличающие в приемах их богозабвение… И это не пройдет нам даром, если не опомнимся!» — грозно уже предрекает святитель Феофан, что и исполнилось на наших глазах.

«Если все у нас пойдет таким путем, то что дивнаго, если и между нами повторится конец осмьнадцатаго века со всеми его ужасами? Ибо от подобных причин подобныя бывают и следствия» (Из «Слов на Господские, Богородичные и Торжественные дни» стр. 283-286, 187).

Неужели же все это не убедительно? И неужели и после таких разительных свидетельств нашего великого Святителя, столь печально для нас полностью оправдавшихся, можно еще оставаться слепыми и глухими к голосу Правды Божией и продолжать упорствовать и упрямо твердить «свое» здесь в изгнании, продолжая все тот же нечестивый, противный истинному Христианству образ жизни?

Не менее сильны и убедительны и предостерегающие слова нашего великого праведника приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского, рисующие нам ярко и живо ужасающую картину нашей русской жизни перед революцией — именно все то, что и привело нашу несчастную Родину к такой страшной кровавой катастрофе.

«Откуда у нас эта анархия, эта революция», взывал о. Иоанн в своем слове в Неделю Православия в 1906 году: «этот социализм, эта нелепая коммуна, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, этот царящий разврат, это огульное пьянство? — от неверия и безбожия. Как хитер и лукав сатана! Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат чрез злонамеренных писателей, чрез русския средния и высшия школы и чрез так называемую интеллигенцию… Совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в России она не сможет устоять. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!»

«Удивительная болезнь явилась нынче», сетует о. Иоанн в своей беседе с сопастырями еще в 1904 году: « — это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это — прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью — трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовною жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения. Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума. А между тем развлечения — это уже общественный порок, уже общественная страсть!..»

«Вот светский кружок», пишет о. Иоанн в «Моей жизни во Христе» (т. 1, стр. 258): «говорят, говорят, большей частью переливая из пустого в порожнее, и нет речи о Боге — общем всех Отце, о любви Его к нам, о будущей жизни, о воздаянии… Даже люди, мнящиеся быть благочестивыми, проводят часто время в пустых разговорах, играх и занятиях…

Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири, внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях, и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Большинство христиан проникнуто духом мiра, духом журналов газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты в свою очередь духом языческим, а не христианским.» (стр. 43)…

«Удивительное дело, что христиане не нашли лучшаго средства для препровождения драгоценнаго времени, как театр, и по происхождению и па значению своему сохраняющий характер языческий, идолопоклоннический, характер суетности, пустоты, вообще показывающий в себе полнейшее отражение всех страстей и безобразий мiра сего, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской… Все небесное, святое, носящее печать христианства чуждо театру. Так ли стали христиане легкомысленны, что не находят лучшаго средства к провождению драгоценнаго времени кроме театра и из-за него оставляют храм Божий, богослужение, и драгоценное праздничное время, данное Богом для поучения в слове Божием, в спасительных размышлениях и в делах добродетели, безумно расточается на пустыя дела, на смехотворство и глупыя рукоплескания в театрах? Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры! (стр. 103).

«В некоторых классах людей русских царит совершенное отступление от веры, унаследованное от уважаемых в обществе писак безбожных или учителей и профессоров, и иным благочестивым особам, живущим среди таких безбожников, приходится испытывать настоящее мучение от дерзкаго богохульства не признающих никакого божества! (Слово в день св. Георгия Победоносца в 1906 г.)»

«Ум цепенеет и сердце содрагается при виде нынешняго огульнаго неверия, коим заражена современная интеллигенция, современное учащееся юношество, бредящее гордым неверием и богохульством… Но Бог поругаем не бывает» (Слово на Вознесение Господне в 1903 г.).

«Ныне страшное время безверия и отступления от Бога, время потрясающих душу беззаконий всякаго рода: многие люди обратились нравственно в диких зверей или злых гениев или духов. Нет для них ничего святого…, а потому говорят они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближняго, лги, лицемерь, не подчиняйся никакому начальству, будь сам для себя начальник — отвечать ни за что не будешь:— так думают и говорят многие из пресловущих интеллигентов и неучей, — и так думая, поступают сообразно со своими воззрениями. Вы это видите, вы об этом читаете, слушаете — ужасаетесь и говорите: Что же из всего этого выйдет?» (Слово на Успение 1906 г.).

«Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных, — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себянеоцненное жизненное сокровище — веру православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может» (Слово на Рождество Богородицы в 1906 г.).

«Держись, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя Православнаго, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православнаго. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нея многие интеллигенты, — то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга» (Слово на день Рождения Имп. Николая II в 1906 г.).

«Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древния царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония» (Слово в 1907 году).

Кажется, достаточно яркая и потрясающая душу картина нарисована в этих высказываниях наших великих российских светильников предреволюционного времени! И ведь на наших глазах исполнилось все то, что они предрекали и от чего предостерегали, пламенно призывая русский народ к покаянию и исправлению жизни — перемене нравов языческих на христианские (по буквальному выражению о. Иоанна Кронштадтского, в одном из его слов).

Почему же в сердцах многих русских людей заграницей все еще царит такая, казалось бы, непонятная косность, такое окаменение сердечное, такое упорство в отстаивании своих пагубных заблуждений, приведших Россию к гибели?

И как можно с таким настроением думать и говорить о спасении России от большевизма, поработившего ее, именно вследствие господства таких настроений в русском обществе?

«Бог поругаем не бывает!» Кто не хочет полностью вернуться на исконный исторически Свято-Владимирский путь русского народа, став строго-церковным, подлинно-православным (а не по названию только!) русским человеком, тот готовит и себе и России еще горшую участь, чем все то, что было нами до сих пор пережито, ибо вне закона Божия, вне истинной Церкви нет спасения, а только гибель — полная и безповоротная. Молитвами Просветителя Руси св. равноапостольного кн. Владимира да отверзутся, наконец, очи сердечные у всех несчастных слепотствующих русских людей, да сознают они свое ничтожество и полную нищету духовную и да поймут, в чем спасение и их самих и всей России!

Святый равноапостольный великий княже Владимире, моли Бога о нас!

 Архиепископ Аверкий (Таушев)  «Современность в свете Слова Божия» (1961-1968)

Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев)  «Современность в свете Слова Божия» Слова и речи Том II (1961-1968 г.г.), Типография прп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвиль, 1975 г.

 

(Просмотров за месяц: 59, за сегодня: 1)
Всего просмотров: 139