Большая ложь папы римского.
Русская цивилизация и Ватикан. События в Сирии, Ливии и цветные революции на Ближнем Востоке. Ассоциация Украины с Евросоюзом.Сирия, Украина и православный мир в планах Ватикана … С приходом к власти нового понтифика стоящий за ним орден иезуитов приступил не только к реформации самой Католической церкви, но и к реализации нового курса в её экуменической политике, направленной на перевод под идейный контроль папства представителей других христианских конфессий и других религий. В чём же новизна этого курса?
Экуменизм по-иезуитски
С приходом к власти нового понтифика стоящий за ним орден иезуитов приступил не только к реформации самой Католической церкви, но и к реализации нового курса в её экуменической политике, направленной на перевод под идейный контроль папства представителей других христианских конфессий и других религий. В чём же новизна этого курса?
Уже в последние годы правления Бенедикта ХVI Ватикан стал толковать экуменизм не как «толерантное признание различий друг друга», а как
единство, которое является «основополагающей категорией христианской веры». Однако единство это, в соответствии с учением Св. Престола, возможно только при условии признания православными римского папы как преемника апостола Петра и главы Христианской Церкви. А поскольку формального признания главенства понтифика Ватикан добиться не может, он разработал более гибкую форму поиска «единства»: не путём дипломатии и богословских диалогов, а, как выразился, глава папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох,на человеческом, дружеском, духовном уровне. «Тем, что нас объединяет больше всего, является таинство Крещения, признанное всеми, и Апостольское исповедание веры». Так что Ватикан не будет навязывать нам обсуждение богословских вопросов, а будет объединять нас в христианской молитве.
В этом смысл нового курса, который проводит папа-иезуит Франциск, являющийся специалистом не только по экуменической открытости, но и по восточному обряду – недаром он бывший ординарий униатов Аргентины и воспитанник священника галичанина Степана Чмиля. Как сказал о папе стажировавшийся у него нынешний глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав Шевчук, он «знает нашу духовность», «хорошо знает наш обряд и даже помнит нашу Литургию».
Лучше всего суть нового курса ещё раньше выразил отвечавший до недавнего времени за отношения Св.Престола с Православными церквами стран Восточной Европы и Грузии иезуит Милан Жуст: «То, что нам нужно в первую очередь, - это общение на пастырском уровне, а не только на богословском или иерархическом. Тогда возникает доверие… Если же есть доверие, то всегда можно найти цитату (из Писания – О.Ч.), чтобы другого оправдать». Но какова цель этого оправдания? Жуст прямо указывает, что через процесс общения готовится почва для определённых решений: «Для нас важно, чтобы принятие совместных документов или возможная будущая встреча Папы и Патриарха не вызывали серьёзных протестов. Но пока протесты есть, я первый скажу, что, скорее всего, время ещё не пришло»[1].
Таким образом, Жуст всё объяснил: укрепление веры необходимо, чтобы подготовить встречу между папой и Патриархом, а сама встреча должна обеспечить то самое «христианское единство», или ту «полноту вселенскости», которая возможна только с признанием римского понтифика главой Церкви.
Но как оправдать перед православными совместные молитвы с иезуитом, представителем того ордена, который, как писал Ю.Ф.Самарин, совершил великую «мировую сделку», заключив «унию между истиной и ложью, добром и злом, Божьею правдою и человеческой неправдою»?
И тут папа Франциск совершает сильный информационный ход.
Ватикан и Сирия
В начале сентября, в условиях подготовки США вторжения в Сирию, значение которой для России всем хорошо известно, понтифик обратился с письмом к участникам саммита «Большой двадцатки», в котором, кроме всего прочего (а речь там шла в первую очередь, о необходимости «глобальной финансовой структуры»), призвал их найти мирный способ разрешения «конфликта в Сирии»[2].
Призыв этот, однако, ничем не подкреплён.
Во-первых, папа не указал ни виновников, ни участников «бессмысленной бойни» в Сирии, которую он назвал «конфликтом». Между тем, в Сирии идёт война с вооружёнными группировками боевиков из 83 стран мира, которую сирийский народ ведёт с весны 2011 г. Как заявил в конце сентября на 68 сессии Генеральной ассамблеи ООН министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем, в его стране нет гражданской войны, но есть «война против террора, который не признаёт никаких ценностей, не признаёт справедливости и игнорирует любые права или нормы закона»[3]. При этом он подчеркнул, что любые политические решения, сопровождаемые поддержкой терроризма путём поставок оружия, финансирования или обучения боевиков, являются лишь иллюзией решения проблемы.
Но хорошо известно, что финансирование и обучение боевиков осуществляемое США, Британией, Францией, Саудовской Аравией, Катаром, не прекращаются. Напротив, по мере того, как умеренная «сирийская оппозиция» теряет своё влияние в стране, руководители этих государств всё более активно занимаются реорганизацией антинародных боевых формирований. Зато идёт подготовка к ликвидации химического оружия Сирии – единственного оружия сдерживания, которым обладает сирийский народ. Что же касается проведения конференции «Женева-2», намеченной на 22 января, то она вообще стоит под вопросом, поскольку «оппозиция» требует в качестве предварительного условия для переговоров уход Башара Асада[4]. Ситуация особенно обострилась после того, как в конце ноября шесть радикальных исламистских группировок на севере Сирии объединились в единую боевую структуру «Исламский фронт». В начале декабря вместе с другими организациями он принял участие в прямых переговорах в Анкаре, которые впервые провели США, Великобритания, Саудовская Аравия и представители стран группы «Друзья Сирии» с представителями действующих в Сирии исламистских группировок[5].
Одновременно продолжает раскручиваться кампанию по демонизации законного сирийского правительства. В начале декабря верховный комиссар ООН по правам человека, известная защитница ЛГБТ-извращенцев Нави Пиллай впервые заявила, что у ООН есть доказательства того, что сирийские власти, включая президента Башара Асада, ответственны за совершение военных преступлений, преступлений против человечности (по её словам, «масштаб злодеяний, совершённых обеими сторонами конфликта не поддаётся осмыслению»)[6]. Она также сообщила, что комиссия ООН создала список тех, кто, по мнению экспертов, несёт прямую ответственность за грубые нарушения. Предполагается, что в список входят высокопоставленные представители армии и правительства, однако информация об этом остаётся конфиденциальной ввиду проведения возможного военного трибунала в Международном уголовном суде (МУС). Логика «комиссаров» проста: поскольку зверства, чинимые боевиками, скрыть невозможно, надо обвинить в них сирийское правительство.
Однако никаких заявлений по поводу такого вопиющего извращения событий и продолжающегося террора папа Франциск не делает. Хотя госсекретарь США Джон Керри, один из активных проводников агрессивной политики в отношении сирийского народа, главной жертвой которой являются христиане, является католиком. В этих условиях провозглашённая забота понтифика о христианах Ближнего Востока остаётся пустой декларацией.
Во-вторых, и это главное, отношение Ватикана к событиям на Ближнем Востоке определяется в первую очередь состоянием иудейско-католического диалога, который продвинулся настолько далеко, что папа Франциск попал в известный список «50 евреев» года. Лидирующая роль иудаизма, признаваемого Ватиканом «старшим братом», обусловила крайнюю осторожность Св. Престола в своей политике в этом регионе, ориентирующейся на интересы Израиля.
А именно с этими интересами связан американский геополитический курс в отношении исламских государств, в основе которого лежит известная концепция «столкновения цивилизаций» Б.Левиса и С.Хантингтона, противопоставляющая традиционный ислам ценностям иудео-христианства, представленного в качестве единой цивилизации. Однако с началом «арабской весны» и усилением позиций радикального исламизма, этого детища западных спецслужб, главной жертвой новых процессов стали местные христиане, а не иудеи. Дехристианизация Ближнего Востока происходит в условиях укрепления позиций Израиля, для которого «арабская весна», как показал в своих работах идеолог «гиперсионизма» раввин Шмулевич, стала благом[7]. При этом речь идёт необязательно о военном контроле и силовом присутствии, но и об интеллектуальном и экономическом влиянии. Главное – включённость территории в общее поле, в центре которого находится Израиль.
Говоря о территории Израиля, Шмулевич выделяет необходимость занять «естественные границы по Нилу и Евфрату, установленные Торой», за что ратует партия Ликуд во главе с её лидером, израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Вслед за этим последует второй этап наступления – распространение гегемонии государства Израиль на весь район Ближнего Востока.
Однако Шмулевич лишь повторяет положения разработанного и опубликованного ещё в 1982 г. стратегического плана Израиля на 80-е гг., известного как «план Инона» (по фамилии представившего его сотрудника израильского МИДа Одеда Инона). Это план, направленный на территориальную экспансию Израиля и достижение им доминирования на Ближнем Востоке путём политической дестабилизации и «балканизации», то есть дробления соседних арабских государств.
В отношении восточного фронта Израиля в плане сказано: «Полный распад Ливана на пять провинций послужит прецедентом для всего арабского мира, и в том числе для Египта, Сирии, Ирака и Аравийского полуострова, и всё уже идёт именно к этому. Распад Сирии и Ирака позже на этнически или религиозно уникальные области, как в Ливане, является главной задачей Израиля на восточном фронте в долгосрочной перспективе, в то время как исчезновение военной мощи этих государств – задачей на кратковременный период. Сирия распадётся в соответствии со своей этнической и религиозной структурой на несколько государств…, так что там будут шиитско-алавитское государство в районе Алеппо, ещё одно суннитское государство в Дамаске, враждующее со своим северным соседом, друзы, которые создадут своё государство, может быть, даже в наших Голандских высотах, и, конечно, в Хауране и северной Иордании»[8].
Это стратегические цели. Они рассчитаны на долгосрочную перспективу и особенно актуальны сегодня. Этим определяетсязаинтересованность Израиля в разжигании войны в Сирии, с которой он с 1973 г. находится де-факто в состоянии войны. Этим определяется его тесное сотрудничество с Саудовской Аравией, одним из ключевых координаторов деятельности исламистских боевиков в Сирии.
Израильская разведка активно сотрудничает с американской по внедрению агентуры в режим Башара Асада. Как указывал бывший глава израильской военной разведки, «мы прекрасно знаем, что происходит в Сирии, и обладаем очень развитой системой сбора сведений на её территории. Израильтяне – это глаза и уши США»[9]. СМИ неднократно сообщали о присутствии на территории Сирии израильского спецназа, о контроле Моссад за деятельностью салафитских группировок в стране, об оказании израильской разведкой активной военной и тыловой помощи террористическим группировкам, о проведении израильскими военными совместных операций с боевиками на территории между Сирией и Палестиной, о поставке Израилем оружия террористам[10]. Когда весной 2013 г. Израиль нанёс по Сирии ракетные удары, сирийское государственное агентство САНА заявило, что эта атака «подтверждает участие Израиля в заговоре против Сирии и его связь с террористическими группировками, действующими в Сирии при поддержке Запада и некоторых арабских стран».
В конце сентября завесу тайны над закулисной ролью Израиля приподнял и сам посол Израиля в США Майкл Орен, являющийся доверенным лицом Беньямина Нетаньяху. Он заявил, что Израиль хочет, чтобы
сирийского президента Башара аль-Асада свергли, даже если это приведёт к власти в Дамаске радикальных суннитских исламистов. «Мы всегда хотели, чтобы Башар Асад ушёл, мы всегда предпочитали плохих парней, не поддерживаемых Ираном, плохим парням, поддерживаемым Ираном», – сказал он, подчеркнув, что самой большой опасностью для Израиля является стратегическая дуга, которая проходит от Тегерана до Дамаска и Бейрута. «И мы считали режим Асада краеугольным камнем в этой дуге»[11].
Как написал американский журналист Р.Пэрри, «Израиль и Саудовская Аравия являются мастерами геополитики мягкой силы, обе страны имеют разведывательные службы мирового уровня и способны влиять на действия других глобальных игроков – Израиль делает это посредством своих уникальных пропагандистских и политических навыков, а Саудовская Аравия посредством контроля над поставками нефти и финансовыми рынками… Понимая, что теперь у них есть поддержка Израиля, а также Саудовской Аравии, сирийские повстанцы, скорее всего, будут сопротивляться любому давлению США в отношении прекращения огня или мирных переговоров»[12].
Какова же в этих условиях позиция Ватикана? Поскольку Св.Престол признаёт неизменность избранности иудеев и вечность Израиля как «исторический факт и предзнаменование в Божественном плане», он не может осуждать курс израильского правительства на восстановление его государства в границах Древнего Израиля. Но и открыто поддерживать политику, ведущую к исходу христиан с Ближнего Востока, для него недопустимо. Отсюда воздержание от реальной оценки событий и умиротворяющие общие декларации, не подкрепляемые конкретными действиями, оборачивающиеся в итоге предательством сирийских христиан. Показательно, что о мире на Ближнем Востоке он говорил и во время своей встречи и с премьером Израиля Б.Нетаньяху 2 декабре этого года. Призывая к миру в Сирии, понтифик ни слова не говорит о тех, кто стоит за спиной бесчинствующих террористов, допускающих зверства в отношении христиан, и кто несёт ответственность за гуманитарную катастрофу в стране. Но не в традициях иезуитов искать правду.
После письма к «Большой двадцатке» папа Франциск объявил 7 сентября «днём молитвы и поста за мир в Сирии, на Ближнем Востоке и во всём мире». С этого момента тема христиан на Ближнем Востоке превращается папой в ключевую для обеспечения православно-католического сближения и «культивирования» чувства экуменизма.
Ватикан и Украина
21 ноября папа Франциск в ходе встречи участников пленарного заседания Конгрегации по делам по делам Восточных Церквей подчеркнул значение «примата кафедры св. Петра» для «универсального общения» поместных Церквей, поскольку именно этот примат способствует единству различий в традиции. Папа подчеркнул, что перед Восточными Церквами стоит задача активизации общения с сообществами латинского обряда и призвал учиться «экуменическому духу и диалогу» у Церквей в Святой Земле. И вновь выразил озабоченность ситуацией христиан на Ближнем Востоке.
В тот же день, 21 ноября после объявления правительством Украины о приостановке подготовки к подписанию соглашения о катастрофической по своим последствиям для Украины ассоциации с ЕС начались массовые акции оппозиции в Киеве и других регионах Украины. Важную роль в событиях «евромайдана» изначально стала играть Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), представляющая собой самую многочисленную часть Католической церкви на Украине и выполняющая миссию по обеспечению единения Украины с Европой. Священники УГКЦ не ограничились моральной поддержкой сторонников евроинтеграции, но и стали проводить агитацию, призывая верующих отправляться в Киев. Однако уверенность, с которой действовало руководство УГКЦ, была обусловлена той поддержкой, которую оказывает ей Ватикан.
Действительно, 25 ноября произошло, как написала пресса, «выдающееся событие»: впервые в истории независимой Украины глава УГКЦ, которым сейчас является Святослав (Шевчук), отслужил Литургию на главном престоле Собора Святого Петра в присутствии папы римского. Между тем, исключительное право служить на главном престоле ватиканской базилики имеет папа римский и те, кому он предоставляет такую привилегию. Как отметил пасторальный координатор для украинских греко-католиков в Италии отец Марко, «то, что Блаженнейший Святослав получил возможность, является свидетельством особого расположения папы к Украинской Церкви и народу» (одна из влиятельных польских газет по этому поводу заметила, что «такое событие ещё недавно было бы воспринято в Москве как провокация»). В богослужении приняли участие 30 греко-католических епископов, 220 священников и около пяти тысяч паломников из Украины, Белоруссии, Литвы, Италии и других стран мира. Литургию отслужили на украинском, белорусском и итальянском языках.
Событие это произошло по случаю дня памяти Иосафата Кунцевича и 50-летия перенесения его мощей в собор Святого Петра в Риме. Папа обратился к паломникам на итальянском языке, произнеся по-украински «Слава Иисусу Христу!» и заявив: «Глубокое общение, которое вы хотите углублять ежедневно внутри Католической церкви, помогло вам строитьмосты братства также с другими церквами и церковными общинами на украинской земле и там, где присутствуют ваши общины. Пусть вас всегда сопровождает да благословит Господь Бог, по заступничеству Пресвятой Девы Марии и святого Иосафата». «Память этого святого напоминает нам о сопричастности святых»
Вспомним и мы, кто такой Иосафат Кунцевич. Это униатский архиепископ Полоцкий и Витебский, действовавший в период утверждения Брестской унии, разработанной иезуитами как средство раскола среди белорусов и малороссов, (как утверждал известный иезуит Поссевино, «уния, а за ней и святое вероучение католическое придут на Восток из Львова и Луцка, из Вильно и Полоцка»). Утверждение унии происходило с помощью насилия и террора: за православными не признавались политические права, их братства и школы подвергались гонениям, было запрещено строительство православных церквей, существующие храмы захватывались униатами. Особенно же прославился своей преступной карательной деятельностью Иосафат Кунцевич. Отобрав все храмы и монастыри у православных, он запретил под угрозой смерти православным священникам появляться в местах, где находились церкви. Литовский канцлер Лев Сапега вынужден был предупредить его: «Вы же необдуманными насилиями притесняете русский народ и толкаете его на бунт и неповиновение… Вы пишете, что Вам свободно топить православных и рубить им головы… что надо отдать (их) церкви на поругание… (Вы) запираете церкви, чтобы люди без благочестия и христианских обрядов умирали как нехристи… Вместо радости Ваша льстивая Уния принесла нам только горе, непокой и нестроение…».
Население Витебска, единодушно отказавшись повиноваться Кунцевичу, почти поголовно восстало против него и учинило над ним расправу. После чего, по указанию папы Урбана VIII, польский король Сигизмунд III при помощи иезуитов обрушил на жителей города волну репрессий, которые захлестнули в итоге весь край. Сотни людей были брошены в тюрьмы и казнены, у тысяч – изъяты земельные наделы, православные церкви закрывались и опечатывались. Кунцевич же на следующий день после своей смерти был объявлен Католической церковью блаженным, а в 1867 г. возведён в ранг святого. В 1923 г. папа Пий ХI издал энциклику, в которой Кунцевич именуется «священномучеником» и говорится, что
такие примеры «святой жизни» должны способствовать единению всех христиан. Именно этого человека папа Иоанн Павел II называл «апостолом единения», «благородной личностью», «чья пролитая кровь навеки сплотила великое дело Унии».
Как отметил докторант Папского Салезианского университета диакон Андрей Солецкий, присутствие мощей Иосафата в соборе Петра в Риме является «видимым знаком единства украинской Церкви с европейским христианством». Далее он заявил: «Сегодня, когда различные политические силы пытаются изменить цивилизационный вектор Украины, нам следует вспомнить подвиг священномученика Иосафата, который ещё в ХVII в. отдал свою жизнь за единство Украинской Церкви с епископом Рима… Святой Иосафат видел в этом единстве также цивилизационный путь, которым должен идти украинский народ. Отмечая 50-летие перенесения мощей св. Иосафата в собор св. Петра в Риме, УГКЦ как раз показала своё стремление идти по этому пути. Уже сам факт присутствия мощей украинского святого в главном храме католического мира указывает на место украинской Церкви в контексте мирового христианства, а затем – на важную цивилизационную миссию Украины быть мостом единения между западной и восточной культурами…» Он заключил, что предоставив главе УГКЦ привилегию отслужить литургию в соборе св. Петра, папа Франциск «таким образом подтвердил важную роль украинской Церкви и святого Иосафата, в частности, в создании будущего христианского лица Европы»[13].
Так, изначально нам показали, по чьему примеру нас будут «единять» с европейским христианством. При этом тема единения стала ещё более актуальной после визита к папе римскому российской делегации во главе с президентом России, состоявшейся в тот же день.
Особую роль в укреплении положения Украины как «моста единения» играет Польша, являющаяся наряду со Швецией инициатором политики «Восточного партнёрства». 27 ноября польский президент Бронислав Коморовский заявил в связи с решением украинского правительства о приостановке подписания соглашения: «Проблемой является политика натиска и шантажа, который по отношению к Украине применил её восточный сосед. На то не может быть согласия западного мира. Не так решаются вопросы стратегического уровня». Назвав политику России «имперской», он заключил, что «ЕС не складывает оружия»[14]. А через день в Варшаве под патронажем Коморовского начала работу совместная российско-польская конференция «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России», организованная Католическим информационным агентством (KAI), собравшая иерархов, политиков, историков и журналистов. На ней присутствовала российская церковная делегация, возглавляемая митрополитом Иларионом, прибывшая для продолжения межхристианского диалога, начало которому было положено подписанием 1 августа 2012 г. «Совместного послания народам России и Польши» с призывом к примирению двух народов[15]. Однако тема сближения двух народов тут отошла на второй план, уступив место другой.
Отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции, митрополит Иларион повторил уже неоднократно проводимую им мысль о возможной встрече понтифика и Патриарха, заявив, что она должна быть хорошо подготовлена с содержательной стороны. И в качестве центральной темы для этой встречи выделил ситуацию, в которой оказались христиане Ближнего Востока и ряда других регионов, а в качестве второй темы – защиту традиционных христианских ценностей. 30 ноября перед началом заключительного заседания митрополиту Илариону была вручена награда «За заслуги в области толерантности – 2013», присуждаемой фондом «Толерантность» тому, кто содействует сотрудничеству представителей разных вероисповеданий и разных народностей на основе принципа равноправия. А вечером того же дня члены делегации Русской Православной Церкви присутствовали на вечерне в католическом кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве.
На следующий день митрополит Иларион встретился в Кракове с архиепископом Краковским, кардиналом Станиславом Дзивишем для обсуждения состояния православно-католических отношений, в частности, сотрудничества в образовательной сфере и студенческого обмена между православными и католическими учебными заведениями (С.Дзивиш был секретарём папы Иоанна Павла II, возглавлял «польскую группу», контролировавшую понтифика и имел близкие отношения с членами Трёхсторонней комиссии, включая З.Бжезинского). Дзивиш пригласил патриарха Кирилла посетить Всемирные дни молодёжи, которые состоятся в Кракове в 2016 г. По его словам, официальное приглашение уже подготовлено. Подробности этого решения сообщила нам уже польская «Gazeta Wyborcza»: «На Всемирный день молодёжи приедет папа Франциск. Сейчас предпринимаются все усилия, чтобы там присутствовал также глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. Конференция стала этапом подготовки к этому беспрецедентному мероприятию: ведь ещё ни один папа Римский за всю историю не встречался с православным патриархом. Визит Кирилла в Краков мог бы стать прелюдией к визиту Франциска в Россию. Если бы это произошло, папа сделал бы то, что не удалось Иоанну Павлу II»[16]. Митрополит Иларион по этому поводу вновь заявил: «Я думаю, что такая встреча состоится, если обе стороны будут готовы. Надеюсь, что эта готовность наступит в ближайшее время».
«Диалог» на фоне «евромайдана»
1 декабря на Украине после спровоцированного разгона «евромайдана»[17] оппозиция начала массовые акции протеста, направленные на государственный переворот. В ходе них греко-католики показали, как они наводят «мосты братства» и «единения между западной и восточной культурами». Хотя архиепископ Станислав (Шевчук) и заявлял, что единственной позицией УГКЦ является позиция диалога, она полностью поддержала демонстрантов, ударной силой которых были радикальные националисты из партии «Свобода», «Патриот Украины», ОУН, КУН, ОУН-УНСО и необандеровских структур. Храмы греко-католиков, католиков и УПЦ Украинского Патриархата стали обслуживать оппозиционеров, превратившись в центы мобилизации. На «евромайдан» прибыли греко-католические семинаристы Львовской, Ивано-Франковской и Дрогобыческой духовных семинарий, в полном составе присутствовала Киевская духовная семинария. 11 декабря Священный Синод УГКЦ обратился к участникам протеста с заявлением «о поддержке и солидарности со всеми, кто на майдане». При этом из уст некоторых униатских священников стали звучать уже радикальные призывы. Так, священник Коломыйско-Черновицкой епархии УГКЦ (Ивано-Франковской области) Михаил Арсенич в своей проповеди 6 декабря, выложенной в сети, заявил: «В сегодняшний день мы реально способны на революцию. Терпели бы вояки из УПА сегодня Табачников и Януковичей?! Только атентатом[18] можно вести борьбу! С врагом не может быть другого языка, как шум леса – шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает – возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придёт отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!»[19]. С осуждением этой позиции в итоге выступили и глава УГКЦ Святослав (Шевчук), и главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх.
Открыто поддержали «евромайдан» и польские «братья». Глава Фонда духовной культуры Пограничья, униатский священник из Люблина Стефан Батрук в беседе с корреспондентом уже упомянутого нами KAI заявил, что поляки должны подключиться к ситуации на Украине: «Необходим постоянный мониторинг польскими СМИ. Непосредственный контакт с городами на Украине, где проводятся акции протеста, особенно между городами-побратимами. Их представители должны ездить на Украину… и напрямую поддерживать жителей духовно и материально. Нужна юридическая помощь. Особенно молодые католики должны проявлять свою солидарность с молодыми украинцами»[20].
На стороне «евромайдана» выступила и Конфедерация католических епископов Литвы, в пресс-релизе которой сказано о «поддержке демократических устремлений протестующих граждан Украины» которые хотят жить в государстве, «в котором руководствуются европейскими христианскими принципами». Вмешаться в «борьбу за власть на Украине» призвал и председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич, обратившись с этим к федеральному правительству и лично канцлеру А.Меркель. В интервью немецкому информационному агентству DPA он подчеркнул, что Берлин несёт ответственность (?!) за реализацию мирного диалога между противостоящими силами в Киеве и что канцлер Меркель является ключевой фигурой между Евросоюзом и Россией[21].
В итоге о своёй откровенно прозападной политической позиции заявили и УГКЦ, и УПЦ КП, и отдельные представители автокефального крыла УПЦ МП. Выступая в эфире радиостанции «Эхо Москвы» архиепископ Святослав (Шевчук) уверенно заключил: «Украина переживает период социальной трансформации. Это не безумие, а манифестация гражданского общества», которое станет будущим и Украины, и других стран бывшего СССР. «Мы называем это европейским вектором развития». О том же он заявил на состоявшемся 13 декабря Общенациональном круглом столе «Объединим Украину», подчеркнув, обращаясь к Януковичу, что «если есть желание прийти к взаимопониманию и выйти из кризиса, который сегодня обострился, нужно услышать евроинтеграционные стремления украинцев»[22]. Таковы же требования и руководства УПЦ КП, которое видит выход из кризиса только в подписании Соглашения об Ассоциации с ЕС.
Как видим, эта позиция исключает какой-либо компромисс. И речь здесь идёт не просто о политическом выборе, а о выборе цивилизационном. 5 декабря митрополит Одесский Агафангел (Саввин) сказал в своей проповеди: «Непростые времена, смута. На майдан киевский собираются силы ада для того, чтобы сменить наш строй, принести зло, ненависть, разделение среди нашего народа». Сейчас решается судьба малороссийского народа, судьба Украины – будет ли она частью «европейской цивилизации» или останется частью «Русского мира». Решается судьба Православия на Украине, поскольку ценности Евросоюза не совместимы с Православием.
И если «западный лагерь» свой выбор обозначил чётко и однозначно, то попытки православной общественности заявить о своей приверженности «Русскому миру» было квалифицировано руководством Украинской Православной Церкви МП как «политическое православие», осуждённое в 2007 г. Как заявил глава Синодального информационно-просветительского отдела УКЦ МП протоиерей Георгий Коваленко, «Церковь не делит своих верных по политическому или геополитическому принципу. И призывает не использовать религиозную риторику и символику в политической борьбе»[23].
Однако со стороны «евроинтегристов» речь идёт о бескомпромиссной позиции – Украина должна быть встроена в западную цивилизацию, в которой Ватикан играет одну из ключевых ролей. Поэтому призывы к диалогу и совместному поиску приемлемого пути, с которыми выступил Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в своём обращении, подписанном митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, так и остаются лишь призывами. Уверенность в своих силах продемонстрировал евроинтеграционный лагерь и на Народном вече «День достоинства», проведённом на Майдане 15 декабря, на котором присутствовали представители шести христианских конфессий (УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ в Украине и Союз христиан веры евангельской). «Вече» началось с экуменического молебна и благословения, после чего каждый из выступавших заявлял о солидарности с митингующими. Только протоиерей Георгий Коваленко, представлявший УПЦ МП, уклонился от принятия одной из сторон («наши верные есть и на этом Майдане, и за его пределами»), призвав к выполнению Божьих заповедей.
Что же касается самого Ватикана, то он продемонстрировал свою беспристрастность и сдержанность в оценке событий, что является характерны для тактики иезуитов, действующих чужими руками. Между тем, именно его позиция обусловила такое уверенное поведение прокатолических сил на Украине, нейтрализовав активность православных. Ведь его новый курс в экуменической политике обоюдоострый. С одной стороны, он отвергает резкие и радикальные шаги самого понтифика, с другой стороны, он исключает любую критику его со стороны «партнёров», могущих быть обвинёнными в отказе от совместной борьбы за традиционные христианские ценности или за спасение христиан Ближнего Востока. В этих условиях, зная, что за их спиной мощная сила «экуменического консенсуса», униаты и не нуждаются в открытой поддержке Ватикана.
Иезуитский орден, овладевший Св.Престолом, прикрываясь принципом «всехристианской любви», ведёт своё тихое, но решительное наступление на Русь. Это наступление не атакующее, но всепроникающее, и осуществляется оно на всех уровнях – церковном и государственном, идейном и политическом, образовательном и культурном, финансовом и экономическом. Вспомним слова М.Жуста: «для нас важно, чтобы принятие совместных документов или возможная будущая встреча Папы и Патриарха не вызывали серьёзных протестов». Именно над этим и работают иезуиты. Как выразился миланский архиепископ Анджело Скола во время своего недавнего визита в Москву, «можно говорить о рождении «народного экуменизма» между Римско-католической и Русской православной церквями»[24].
О встрече с папой римским уже более подробно, чем обычно, говорил митрополит Иларион 10 декабря в интервью газете «Коммерсант»: «Мы ведь о встрече Патриарха с Папой уже много лет говорим. Но мы говорим о том, что эта встреча должна быть хорошо подготовлена. И мы готовим её…» «Для нас встреча Папы и Патриарха – не самоцель. Для нас это один из этапов развития двухсторонних отношений. Мы такую встречу готовы будем организовать, когда почувствуем, что созрели предпосылки для неё. То есть, устранены основные препятствия в отношениях Церквей»[25]. Главной проблемой митрополит Иларион назвал ситуацию на Западной Украине, взаимоотношения между православными и греко-католиками. «Конфликт не изжит, на Западной Украине немало мест, где православные по-прежнему лишены храмов, о чём мы напоминаем регулярно нашим партнёрам в Римско-Католической Церкви. Правда, в последнее время у нас появились добрые вести с Западной Украины. Появилась надежда на то, что Львовская епархия Украинской Церкви Московского Патриархата получит участок и здание для создания духовного центра… Если это событие произойдёт, оно, несомненно, скажется на скорости подготовки встречи»[26]. О последних событиях на Украине и о роли в них греко-католиков митрополит Иларион не упомянул.
15 декабря в рамках реализации папской программы экуменизма в Россию прибыл главный специалист по межхристианским отношениям кардинал Курт Кох. Программа его пребывания в нашей стране оказалась очень обширной. В Санкт-Петербурге он посетил католическую семинарию, православную духовную академию, где рассказал о современном состоянии православно-католических отношений. В Москве состоялась его встреча с митрополитом Иларионом в сфере культурного сотрудничества и студенческого обмена. Затем его принял заместитель Министра иностранных дел А.Ю.Мешков для дальнейшего развития взаимодействия между обсуждения Россией и Ватиканом. Наконец, состоялась его встреча с Патриархом Кириллом.
Главный итог визита Коха сотрудник секретариата Отдела внешних церковных связей Алексей Дикарев выразил так: «Эти визиты внесут свой опосредованный вклад в копилку будущей встречи патриарха с папой». Сам же Кох подчеркнул: «Подготовка к встрече важнее, чем сама встреча. Это событие исторического измерения, и нуждается в подготовке, это очень важно».
То, что происходит сегодня на Украине, это и есть «подготовка»: перестраивается цивилизационный код народа. Такова «мягкая сила» по-иезуитски, или иезуитизм в действии.
Ольга Николаевна Четверикова, кандидат исторических наук
[1] http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2011-05-19-13-08-09.html
[2] См. Послание Папы к Путину и участникам G20: искать мирных путей выхода из сирийского конфликта
[3] http://www.newsru.co.il/mideast/30sep2013/moallem_008.html
[4] http://www.kommersant.ru/pda/kommersant.html?id=2366730
[5] http://lenta.ru/news/2013/12/05/talks/
[6] http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/12/131202_asad_un_war_crimes.shtm
[7]После арабских революций Великий Израиль будет управлять Ближним Востоком?
//http//www.chechenews.com/world-news/worldwide/3555-1.html
[8] http://communitarian.ru/publikacii/bolshoy_blizhniy_vostok/izrail_v_teni_amerikanskoy_geopolitiki_02112013/
[9] http://www.inopressa.ru/article/20sep2013/foreignpolicy/mossad.html
[10]http://www.interfax.ru/world/txt/231833 http://mixednews.ru/archives/38008
[11] http://perevodika.ru/articles/23567.html
[12] Там же.
[13]http://www.unian.ua/news/610574-papa-frantsisk-zagovoriv-ukrajinskoyu-tserkovna-ednist-na-tli-jorstokosti-ukrajinskih-pravoohorontsiv.html
[14] http://www.regnum.ru/news/1738176.html
http://24tv.ua/home/showSingleNews.do?evrosoyuz_ne_hochet_otdavat_kiev_moskve__komorovskiy&objectId=386525&lang=ru
[15]https://mospat.ru/ru/2013/12/01/news95096/
[16] http://www.polpred.com/?cnt=30&ns=1
[17] Как готовили этот разгон см.:
http://interesno.ucoz.es/publ/kak_oppozicija_srezhisirovala_napadenie_berkuta/1-1-0-1),
[18] Покушением, убийством
[19]http://iks2010.org/?p=42622
[20] http://www.iarex.ru/articles/43890.html
[21] Там же.
[22] http://risu.org.ua/ru/index/all_news/state/national_religious_question/54626/
[23] http://www.pravmir.ru/prot-georgij-kovalenko-cerkov-prizyvaet-ne-prevrashhat-politicheskuyu-borbu-v-svyashhennuyu-vojnu-1/
[24] http://www.iarex.ru/articles/43238.html
[25] http://www.patriarchia.ru/db/text/3429203.html
[26] Там же.
Источник: http://ruskline.ru/analitika/2013/12/20131221/bolshaya_lozh_papy_rimskogo/&?print=y
21.12.2013
Другие материалы по теме: