Письмо в редакцию. Дмитрий Юдкин: о киносценаристе и фото-художнике И.И.Жуке
У меня радость! У моего хорошего друга и соратника, Ивана Ивановича Жука третьего января 2017г. в Храме Христа Спасителя состоится открытие выставки его фото-картин, под названием «Русь Православная. XXI век».
И радость у меня не единственно из-за того, что творческие работы моего друга будут представлены в самом центре Москвы, в одном из престижнейших мест, где их могли бы разместить, с этой радостью, вкупе, я радуюсь за посетителей выставки, которых ожидает встреча не только с миром прекрасного, но и видением мира душеполезного.
Чем же интересны работы Ивана Ивановича, по какой причине они надолго притягивают взгляд зрителя, помимо воли заставляя пристальнее всматриваться в, созданные талантом художника, картины? Что делает их особенными, броско отличающимися от работ других мастеров фотографии? Прежде всего, чувствами, возникающими в груди зрителя, и даже каким-то, позволю себе сказать, мистическим преображением мироощущения. Глядя на лица людей, запечатленные взглядом мастера, на говорящие языком христианского символизма фотоколлажи, чувствуешь неразрывную духовную связь между собой, своими современниками и нашими далекими предками, жившими на земле Святой Руси – и сто лет тому назад, и триста, и тысячу. Искусство, нет, не фотографа, не художника, а самого настоящего творца милостью Божией, позволяет нам не только почувствовать эту связь интуитивно, но и пробуждает в нас силу видения духовного, чтобы узреть ее воочию, ощутить ее живинку в своей крови.
И отгадка у этого чуда весьма проста.
На наш сегодняшний мир Иван Иванович Жук смотрит сквозь призму тысячелетней истории православия на русской земле.
На портретах наших современников, лица людей преисполнены внутреннего покоя и человеческого достоинства. В их глазах светится умиротворение надземной величины, огромное, словно весь космос, намного выше страстей и сиюминутных желаний. В нашем суетном мире похожие лица редко встретишь – не дается покой душе человеческой – в беготне за неуемным повышением материального благосостояния да в безпредметной пустой трескотне. Такое состояние возможно приобрести, только соединившись с волей Господа, и всецело ей доверившись. Оттого и покой, и небывалое умиротворение. Под неусыпной опекой Отца Небесного.
Смотришь на эти фотографии, и слышишь, как заговорили они с тобой, не раздражая воздух звуком, не вслух, их голос раздается в твоем сердце. И звучит этот голос давно знакомыми и родными интонациями.
Именно таким образом, порою, и происходят встречи земного с небесным. И нередко через искусство. Если оно от Бога.
Стоит заметить, что выставка в Храме Христа Спасителя будет далеко не первой в биографии героя нашего очерка. Подобные выставки проводились не только в различных городах Российской Федерации (Москва, Сергиев Посад, Железнодорожный, Обнинск, Калязин, Екатеринбург, Переяславль-Залесский, Северодвинск), но и за рубежом: в Голландии, Италии, Германии, Великобритании, КНР, Гонконге. Публикации о творчестве Ивана Жука имели место в двенадцати странах мира на восьми языках.
Так что, как мы видим, Иван Иванович, отнюдь не новичок в мире фото-искусства, а экспозиционист с немалым уже опытом выставок.
И как бы там ни было на день сегодняшний, фотохудожником Иван Иванович стал не от хорошей жизни, а в силу определенных жизненных обстоятельств. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. А начинал свой путь в творчестве Иван Иванович в качестве кинорежиссера. И начинал довольно таки плодотворно. Еще во время обучения И.И.Жука во ВГИКе, несколько его сценариев небезуспешно использовались сокурсниками для съемок дипломных работ. Уважительные отзывы товарищей по учебе и преподавателей института об их отличном художественном качестве окрыляли молодого киносценариста, и звали к дальнейшим творческим свершениям, и Иван Жук работал, работал, и работал – без устали. На горизонте уже вполне явственно вырисовывались перспективы выполнения высоких целей и задач. Но время все дальше двигалось вперед, а более серьезным по уровню работам Ивана Ивановича Жука хода не давалось. Поскольку не вписывались они своим содержанием в идеологические требования цензуры к фильмам, отображающим «эпоху развитого социализма». Прошли годы, расползлась по швам марксистко-ленинская догматика, тяготевшая над нашей необъятной Родиной, и грянувшая перестройка и гласность, казалось бы, открыли дорогу всему, что раньше находилось под запретом. Были сделаны два фильма и по сценариям Ивана Ивановича Жука. На Литовской киностудии режиссером Артурасом Поздняковасом в 1986г. был поставлен полнометражный фильм «Посткриптум», а в 1991г. в Турции Семиром Асланюреком – фильм «Вагон». Казалось бы, сдвинулось дело с мертвой точки: сценарии стали оживать на киноэкране, оставалось только работать и воплощать в жизнь авторские задумки. Но далее процесс замер, будто с разбега уткнулся в непробиваемую стену. Предложений о съемках Ивану Ивановичу больше не поступало, да и на его заявки в кинокомпании никто не откликался. Тишина. Почти могильная. А готовых работ к тому часу у православного кинорежиссера накопилось много, и хвалили их на всевозможных уровнях, и на конкурсах творческие труды Ивана Ивановича различными премиями отмечались. Казалось бы, и на виду был. Не единожды его имя упоминалось в периодической печати. В 2000 г. И.И.Жук стал лауреатом Золотого Витязя, в номинации на лучший сценарий игрового фильма. В 2007г. его пьеса «День Кабана» вошла в четверку лучших пьес года по итогам всероссийского конкурса молодых драматургов, постоянно действующего при СТД России. В 2008г. Иван Иванович стал дважды лауреатом всероссийского конкурса сценариев игровых полнометражных фильмов «Вера. Надежда. Любовь». Однако фильмы по его сценариям так и не снимались. Теперь непреодолимым, практически препятствием съемок его и других авторов глубинно русских фильмов служили иные причины. Якобы иные. Озвучиваемые в полном соответствии духу «нового» времени. Да и что щебетать по данному поводу чиновников от киноискусства, как оказалось, надобности учить не наблюдалось. Похоже, на лукавые рассказки были натасканы заблаговременно… «Конкурентоспособность. Предполагаемая окупаемость в прокате. Удовлетворение вкуса массового зрителя». Фундаментальный упор на «демократические» законы рынка. Дескать, они, и только они, сегодня определяют насыщение экранов страны новыми кинокартинами. К слову, именно этими критериями чиновники оправдывают и поток чернухи, захлестнувший экраны постсоветского пространства. Дескать, этого неуемно алчет наш зритель. Приходится им, бедолажным, при всем их нежелании, более того, при яростном протесте их внутреннего эстетического чувства, идти на поводу запросов населения. Естественно, знающие люди ведают о том, что это всего лишь ничего не значащие отговорки. Да и не от местных чиновников вовсе зависит, принимать реальные решения в подобных по значимости вопросах. Их обязательства намного проще и примитивнее (не созидающего, а исполнительного характера): следить за тем, чтобы развитие искусства, как немаловажной составляющей в задаче переформатирования сознания русского народа, двигалось в нужном системе (в православных преданиях именуемой игом жыдовским) русле, не вырываясь из-за стен духовного пленения нашего народа. Конечным итогом этого должно стать вокрепощение на нашей земле ценностей общества потребления, окончательная победа материального над духовным, в удушающем формате «общечеловеческих» ценностей – т.е. готовая площадка для царства антихристова. А важное надувание щек российским чиновничеством из министерства культуры, а так же их псевдо-патриотические разглагольствования на телеэкранах – чистой воды блеф, дурилка для простаков. Винтики они. В давно смонтированной и тщательно отрегулированной системе. Говорящие. Налаживающие резолюции (заранее согласованные) да исправно отрабатывающие творимыми подлостями свое должностное положение.
Конечно, за постсоветские времена выходило что-то на киноэкраны страны и русское, на темы духовного и культурного наследия русского народа, – и художественные, и документальные фильмы. Да ведь не могло быть иначе. Свобода наступила как-никак (по телевидению об этом не одну тысячу раз населению объявляли), и если упорно что-то конкретное запрещать по непонятным, маловразумительным причинам, то обывателя неминуемо может насторожить выборочность объявленной для всех свободы. Но выход таких картин был строго дозирован. И, как правило, они получались весьма поверхностными, не затрагивающими глубинных вопросов народного бытия, а чаще всего, лакирующими сегодняшнюю действительность.
Очень выборочно и дозировано.
Работы талантливого православного кинорежиссера, Ивана Ивановича Жука, в категорию допущенных к массовому зрителю не попали. Слишком явственно в них звучал голос русского человека.
Тогда-то и стал Иван Иванович Жук фото-художником. Ибо, творческая энергия требовала деятельного выхода. И Господь не без милости. Иван Иванович нашел себя в художественной фотографии. А заодно уж, насытил свои картины энергетическим потенциалом невоплощенных на отечественном киноэкране художественных образов. Его фотографии – не обыкновенная одномоментная фиксация бытия человека и современного общества, не единственно фотографическое отображение их физической оболочки, а поиск в нашей повседневной действительности духовной составляющей, как обязательного и неотъемлемого условия существования человеческой души.
Сегодня мы часто сетуем на упадок уровня искусства, как в игровом кино, так и в литературе, живописи, скульптуре, театре и на эстраде. Особенно это остро бросается в глаза тем людям, кто застал жизнь при Советском Союзе, нам есть с чем сравнивать. Словно оскудела разом вдруг земля русская талантами, словно высосали из русского народа все его созидательные соки, лишили полета творческого вдохновения, природного зова к истинной красоте и совершенству… Как давно нас убедили, что для нас это неважно и малозначительно? А мы? Неужели мы смирились с такой мыслью, не видя в ней никакого обмана? Ловко же нас объегоривают. Неужели закончились русская литература и русское кино? Да нет же… А причина, по которой мы склоны верить данному утверждению, состоит в том, что мы привыкли принимать во внимание только те события, факты, имена, которые предоставляют нам средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Они рекламируют, анонсируют, значит, продукт высокого качества. Молчат, значит, по уровню не дотягивает до образцов высокого искусства. Так уж нас приучили, а мы на эти условия безропотно согласились. Абсолютно не вникая в суть того, чем нас пичкают культрегеры (таким словом сегодня любят называть себя работники отечественной культуры), впрочем, наше мнение особо их не озабочивает. Давно они с ним отвыкли считаться. Дескать, «пипла все схавает». На сцене и экране мы наблюдаем кучу самовлюбленных бездарей, ходим на бездарные фильмы, читаем низкопробную литературу. «Хаваем». И во многом в подобном отношении к себе виноваты мы сами. Мы не задумываемся о том, зачем либераст-дрессировщики настойчиво приучают нас к разгулу безвкусицы. Что хочется сказать по этому поводу? Действительно, этот морально-нравственный безпредел творится отнюдь не их личной прихоти, не по их желанию (всего лишь пешки) – таково жесткое требование к выполняемой ими работе (стратегического масштаба) – ибо их хозяева видят нас исключительно лишь в роли безмозглого и, соответственно, легко манипулируемого быдла. По этой же причине системе не нужны чересчур яркие таланты, осмеливающиеся собственное мнение иметь, да еще «обремененные» живым к человеческим чувствам сердцем и не умерщвленной совестью. Желательно в медиа-персоны пропихнуть побольше пустышек и бездарей. Инженеров, конструирующих каркас социальных отношений в обществе Нового Мирового Порядка, основанных на принципах потреблятства, вторая категория, естественно, устраивает намного больше. И управляемы, и легко просчитываемы наперед… Много ли им надо, звездунам и звездулькам? Деньжат количеством поболе да мельтешения на телеэкранах, на страницах газет и журналов разами погуще. Остальное их сердце не затронет. Пустота она и есть пустота. А ведь в реальности не истощилась земля русская своими талантами, и живут они среди нас непризнанными и не найденными. Не хотим мы учиться отстаивать их, поддерживать и защищать. А надо бы!
Многим из русских людей, пытающимся своим творчеством донести до народа правду, знакомо это чувство, когда ты упираешься в стену – невидимую, вязкую, многослойную, составленную из лжи, фальши, клевет, насмешек, обмана и шарлатанства. Каждый шаг сквозь нее дается с огромным трудом. До невозможности тягуче. Ибо она устроена подобным образом, что идя сквозь нее, человек должен ощутить безсмысленность своих действий и желаний, убедиться в их безрезультативности. Всей душой своей он должен прочувствовать никчемность борьбы, смириться, затушить в своем сердце, зажегшийся в нем огонь творческого правдоискательства, и начать жить в соответствии житейских правил, установленных системой (невидимого духовного плена). И в конце-концов, человек должен остро ощутить свое одиночество (среди гущи своего собственного народа!) – это одно из непременнейших условий, создаваемых системой для не покорившихся. Труден путь правды Божией сегодня, небывало тернист, и преодолеть его до конца способен далеко не каждый. Бой приходится выдерживать буквально за каждый свой последующий шаг. Иван Иванович Жук один из таких бойцов, не покорившихся требованиям богоборческой системы – тридцать пять лет хождений по различным инстанциям, тридцать пять лет от надежд к разочарованиям. Однако дух русского киносценариста не сломлен, а значит, его киносценарии только ждут своего часа.
Если сказать лично о себе, то знакомство с Иваном Ивановичем Жуком, я считаю одной из самых больших своих удач за все свое уже достаточно долгое пребывание в первопрестольной, хотя встреч и знакомств с интересными людьми у меня здесь было более, чем достаточно. Но эта встреча оказалась особенной. И я вполне серьезно считаю знакомство и дружбу с Иваном Ивановичем за милость Божию по отношению ко мне, жалкому грешнику. Иначе эти события своей биографии я и не могу воспринимать. Ибо уже с давней поры считаю за таковую каждую встречу на своем жизненном пути мудрого человека, так же, как и принимаю такие встречи за самое настоящее свое богатство. Для человека ищущего и пытающегося понять – это является несомненной истиной. Поскольку цена ответов на некоторые из трудноразрешимых вопросов бывает порою весьма высока, нередко – облик всей твоей последующей жизни. А Ивана Ивановича, мне есть, за что благодарить и вспоминать добрым словом. Долгие беседы с этим мудрым человеком подарили мне богатейший материал для размышлений. В различных ипостасях. И как писателю, и как православному человеку. Людей, подобных Ивану Ивановичу Жуку, можно смело называть охранителями русского духа в нашем народе. Говорю без каких-либо смысловых искажений, ибо, именно благодаря им, наш народ не исчез втуне за этот страшный век чужеродного владычества над землями бывшей Российской империи.
Выставка «Русь Православная. XXI век» будет проводиться совместно с талантливым православным скульптором Владимиром Валерьевичем Лепешовым. Событие в жизни моих друзей замечательное и достаточно значимое. Почему бы мне, как русскому православному человеку, за них и не порадоваться? Ведь их победы, это и мои победы! Оттого, что не может не радоваться русское сердце тому, что жива еще Русь Святая, живы еще русские, как народ, на духовном уровне, что не превратили нас еще окончательно в «иванов родства не помнящих» долларозобые культрегеры.
Божией помощи вам, дорогие мои друзья и соратники!
Дмитрий Николаевич Юдкин, член Союза Писателей России, член Межрегионального Союза Писателей Украины, руководитель Луганского отдела Союза Русского Народа, редактор сайта «Литературно-Исторический Клуб РусичЪ».
Источник: http://likorg.ru/post/dorogu-osilit-idushchiy-dmitriy-yudkin-o-kinoscenariste-i-foto-hud