Великомученик и святитель стали… «жертвой» «чрезмерной легендарности»!
Об этом мало кто знает, но еще в 1969 г., вскоре после печально памятного II Ватиканского Собора, в католической церкви было принято решение о своеобразном «развенчании» нескольких столь почитаемых в Православии святых: св. Георгия Победоносца, свт. Николая Угодника, прп. Иоанна Дамаскина и других во Христе просиявших святых.
«Обоснованием» для такой акции послужила – не упадите, если стоите! – «чрезмерная легендарность» их жития, в первую очередь, из-за обилия чудес, в них описанных. Кроме того, в западной «исторической литературе» нет-нет, да и проскользнет сомнение: а был ли воин Георгий вообще на свете? В самой католической периодике (например, выходящая в России газета «Свет Евангелия») совершенно официально утверждается, что участие архиепископа Мирликийского Николая и епископа Тримифунтского Спиридона в заседаниях I Вселенского Собора — миф; этого, мол, не было, потому что этого в… принципе не могло быть.
На самом II Ватиканском Соборе подобная участь постигла, например, еще и муч. Симеона Тридентского – младенца, от жидов убиенного (+1465). Его деканонизировали на заключительной сессии Собора в 1965 г. Так же были вычеркнуты из церковного календаря, но не деканонизированы, влмц. Варвара, влмц. Екатерина, св. царица Александра, сщмч. Киприан и св. Иустиния – одни имена этих святых заставляют любого православного человека благоговейно перекреститься и прошептать им молитву!
Как выразился один православный священник, «у католиков есть практика понижения, скажем так, градуса почитания святого, если для этого есть (на их взгляд – ред.) причины. Ну, например, как полковника разжаловать до подполковника». Кроме того, в католичестве святые не делятся на «местночтимых» и «общецерковных». Есть святые, и есть блаженные (прошедшие т.н. «беатификацию») – всё. Но при этом существуют разные типы праздников святым: от «Торжества» до «Факультативного празднования».
В связи с последним, для католиков (желающих всё же, несмотря на деканонизацию, почитать свв. Николая и Георгия) и был придуман этот оригинальный «факультативный», очень «резиновый» и хорошо растягивающийся во все стороны подход. В католической литургике есть даже такой термин — «святые, празднование памяти которых не обязательно». Так вот, во всех русскоязычных католических календарях, изданных на Западе, свв. Николай и Георгий (а также св. Иоанн Дамаскин, св. первомученик Стефан и ряд других) поставлены именно в этой категории, «факультативной».
В официальных российских католических календарях нет и следа этих (по сути!) деканонизаций величайших, с православной точки зрения, святых, а память святого Георгия Победоносца так и вообще отмечена как праздничный день. Надо отметить, что и храмы, и монастыри, и иконы святого Георгия в католичестве остались: костелы никто не переименовывает, образа никто не снимает – но «градус почитания» все же понижен до «факультативного»! Хотя в России для католиков существует предписание (несомненно, в целях навязывания экуменического сотрудничества) отмечать праздник св. Георгия вместе с православными «братьями», т.е. 6 мая по… католическому календарю. «Имеющий уши слышать да слышит»!