Ответ клеветникам России.
Григорий Ефимович Распутин (Новый) – знамение воскресающего Царства 13 декабря в Санкт-Петербурге в православной театре «Странник» состоялся вечер памяти Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина-Нового и ближайшей подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны – Анны Александровны Танеевой-Вырубовой (монахини Марии).
Организатор и ведущая вечера – поэтесса Елена Викторовна Васильева.
Выступить на вечере были приглашены: Юрий Юрьевич Рассулин (тема выступления – «Старец Григорий Распутин – знамение воскресающего Царства») и Ольга Николаевна Баранец(тема выступления – «Анна Вырубова – автор подлинных воспоминаний о Святой Царской Семье»).
Предлагаем вниманию читателей текст положенной в основу устного доклада статьи Ю.Ю. Рассулина, специально подготовленной к этому событию.
Мы находимся на том поворотном историческом рубеже, когда отношение к старцу Григорию Евфимовичу Распутину-Новому начинает меняться коренным образом. Приведу один симптоматичный пример. Актер Алексей Петренко, сыгравший роль Григория Распутина в фильме Элема Климова «Агония», и изобразивший его в крайне неблагоприятных тонах (сатир, фавн, демоническая личность), вдруг высказался относительно своего кинематографического персонажа в совершенно ином духе:
«У меня нет какого-то предвзятого, однозначного отношения к этому человеку. Мне кажется, еще не пришло время объективно его оценить. Это вопрос будущего. Ведь, как видите, о нем говорят, пишут книги, снимают фильмы, но постичь природу этого явления в российской истории за все прошедшие годы так и не смогли. Значит, далеко не так просто понять этот феномен, дать ему оценку. Бесспорно, это была очень крупная, скажу даже больше – божественная личность. И мы сейчас находимся лишь в самом начале пути, ведущего к осознанию его роли в истории нашей страны. Не сомневаюсь, что роль эта велика и таит в себе немало неразгаданных тайн».
Постепенно меняется не только мнение творческой интеллигенции, но и мнение священноначалия. Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи в сане митрополита и являясь по существу противником канонизации Царя Иоанна Васильевича Грозного и крестьянина Григория Ефимовича Распутина, допустил возможность и даже необходимость исторической реабилитации этих личностей. Мнение Святейшего патриарха Кирилла (митрополита Кирилла), было высказано публично в телепрограмме «Голос пастыря» (2008 г.), а также в телепередаче «Имя России» (2012 г):
«Если возникают новые исторические данные, или может быть старые исторические факты, но до сих пор неизвестные, о том, что Иоанн Грозный вовсе уж не такой грозный, что он совсем не был тираном, что он был добрым и хорошим правителем, то нужно в первую очередь настаивать на исторической реабилитации этой личности, на основании определенного исследовательского процесса, нужно этот процесс организовать, создать комиссию беспристрастных историков, исследователей и постараться действительно восстановить подлинный облик этого человека»
Святейший патриарх Кирилл сделал допущение, что Царь Иван Грозный и крестьянин Григорий Распутин не были такими уж дурными персонажами русской истории, но что это надо доказать:
«А может быть, Грозный не был уж таким страшным тираном, как его рисует историческая наука? Весьма может быть, но это нужно доказать. <…> Я за то, чтобы научным способом, через привлечение соответствующих экспертов была предпринята попытка разобраться в исторической роли, значении таких людей, как Иван Грозный, Распутин».
Чтобы смягчить эффект от своего фактического благословения на публичное обсуждение темы Грозного и Распутина, чтобы его слова не звучали в известной мере диссонансом негативной позицией официальных представителей Церкви, патриарх Кирилл вновь резко обозначил тему раскола:
«Не нужно стихию светского мира привносить в церковную жизнь, не нужно будоражить Церковь, и тем более, не доводить Церковь чуть ли не до раскола…».
Несмотря на столь категоричное отношение к безусловно негативным явлениям, все же следует отметить, что слова святейшего патриарха Кирилла – это уже не есть парализующий, обездвиживающий однозначный запрет темы, а есть, по существу, прямое руководство к действию.
Поставленная святейшим Патриархом задача не является простой хотя бы по той причине, что над объективным и непредвзято настроенным исследователем довлеет груз уже устоявшихся стереотипов относительно личности Григория Распутина. Схема и образ его восприятия были сформированы еще при его жизни и со временем претерпели процесс коксования, окаменения. Поэтому преодолеть этот стереотип восприятия путем исследовательской публикацией, диалога, дружеской дискуссии очень трудно. Живительные соки правды подчас не в силах проникнуть сквозь толщу склерозированных нагромождений лжи.
Тем не менее, этот колоссальный труд по расчистке завалов укоренившихся заблуждений был блестяще проделан впервые Олегом Алексеевичем Платоновым, а затем рядом авторов, которые, исторически аргументировано и весомо опровергли все свидетельства и доводы против Григория Распутина.
Прошел этот путь и я, еще раз представив развернутое возражение по многим вопросам, частично ссылаясь на исследования Платонова и других авторов, частично руководствуясь своим собственным анализом доступных источников.
К каким выводам я пришел?
Григорий Распутин – этап русской истории, этап, который еще не пройден русским народом.
Григорий Распутин – личность эпическая, легендарная, былинный богатырь, Микула Селянинович.
Григорий Распутин – это и есть та национальная идея Русского народа, о которой так много разговоров сегодня.
Григорий Распутин, прежде всего, и, несомненно – святой.
Черниговский старец схиархимандрит Херувим (Дегтярь) считает Григория Распутина великим праведным старцем и страстотерпцем.
Великий праведный старец страстотерпец Григорий. На чем основано это утверждение. Прежде всего, на духовном ощущении, на внутреннем чувстве или, если хотите, на вере, а потом уже все остальное.
Но мы не ангелы, и наше внутреннее духовное начало нуждается в психологических и логических подпорках. По нашей духовной немощи веру следует подпереть твердым фундаментом из аргументов и фактов.
С аргументами и фактами проблем нет – их предостаточно. Проблема в их интерпретации. А интерпретация личности Григория Распутина и его роли в русской истории разная.
Ситуация такова, что с одной стороны есть почитание Царского Друга в среде православных. Более того, есть желание части верующих людей прославить Григория Распутина в лике святых.
С другой стороны, есть некая жесткая установка, формирующая отношение к Григорию Распутину сверху. И установка эта заключается в том, что этому человеку априори отказано быть канонизированным Церковью, поскольку он есть «воплощение порока, персонаж истории абсолютно отрицательный».
Между этими полюсами создается внутреннее напряжение соборной совести церковного народа, совершенно ненужное и искусственное, которое надо преодолеть. Не замолчать, не уклониться от рассмотрения вопроса, но найти истину и на ней утвердиться.
Сделать это можно только рассмотрев явление в самом существе, поняв его основу, структуру, каркас. Необходимо вскрыть наиболее острые, болевые вопросы, сдернуть ширмы, убрать фиговые листочки. Нужно найти правильную мировоззренческую позицию, отправную точку, выбрать основополагающую линию, придерживаясь которой можно было бы распутать этот клубок противоречивых мнений, фактов, свидетельств.
Для этого прежде необходимо ответить на сопутствующий вопрос: а зачем это надо православному человеку? Почему, собственно, это для нас так важно? За что ломаем копья? Каковы мотивы, насколько они высоки или низки. Что движет нашим интересом: похоть очес, похоть плоти, и гордость житейская, потакание своим страстям, любопытство, или нечто совершенно иное, противоположное, что не противоречит духовному устроению христианской души?
Что собственно нужно православным? Ответ: быть с Богом – вот наша цель. Во всех сторонах бытия православный верующий человек ищет то самое бесценное сокровище, духовный жемчуг, щедро рассыпанный Господом Богом по лику Русской земли, что собственно и составляет проявление той духовной, прекрасной основы мира, Божественной гармонии и красоты, которая от Бога, а не от мира сего, что освящено Божественной благодатью. Вот мы и ищем проявления этой благодати – той духовной манны, которой питается наша христианская душа. Благодати нет – нам плохо, мы погибаем духовно.
Отсюда совершенно естественным образом формируется наш политический идеал – Святая Русь – место, или территория, особо освященная Божественной благодатью. Мы желаем, чтобы и дети, и внуки наши возрастали на этой благодатной почве, а не в окружении извращенных ценностей апостасийной Европы или языческого востока.
Для православного главное – целостность жизни, целостность мироощущения, целостность личности. Но мы видим, что наша жизнь раздроблена, мы ощущаем на себе дыхание антихриста. Мы, русские – Народ Божий, Новый Израиль, вкушаем горькое лекарство страданий, преподанное нам Богом для исправления путей наших. Мы заблудились, потеряли путеводное начало нашего бытия. Были зрячие, а стали слепые. И случилось это в момент, когда Царь был отвержен.
За что попустил Господь случиться этому несчастью – за равнодушие и теплохладность. Мы все помним слова из Апокалипсиса:
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»
Именно равнодушие и теплохладность повлекли за собой предательство Царя. Таким образом, русский дух дважды был уязвлен дьяволом. Первая язва – равнодушие и теплохладность, вторая – предательство Царя. Сначала первое, потом второе. Сначала равнодушие и теплохладность, потом предательство и «отречение».
Последствия наступили незамедлительно. Русский народ, русский мир раскололся, перестал быть целым. Народ ослеп и обезумел, и русские люди начали проклинать Бога, Царя и убивать друг друга.
Причина ясна, казалось бы, надо устранить ее, и русская жизнь наладится. И вот мы прославили Царя. Тем самым, прославлением Царя Николая II и всей Царской Семьи исцелена язва предательства. Мы больше не предатели и мы хотим Царя. Да, Господи, мы хотим Царя. Нам надоели временщики, секретари, президенты, дай нам Царя. Мы просим Царя, а Царя нет. Почему? Потому что остается не исцеленной вторая язва – равнодушия и теплохладности – тех самых отвратительных качеств, которые уже привели один раз к страшной катастрофе. Не потому ли нет Царя, что «зле» просим? «Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете». Вот вынесенный нам приговор. Просим не ради правды Божией, а ради сластей житейских.
Чтобы Господь даровал Царя, нужно доказать, что мы способны сберечь это сокровище, что мы готовы служить Царю верой и правдой и больше его не предавать. Это возможно только при условии, что будет исцелена язва теплохладности и равнодушия. Как же доказать нашу готовность, нашу искренность и нелицемерность нашего желания? И где тот барометр нашего духовного состояния, тот датчик, тот ориентир, тот рубеж, который надо пройти, чтобы доказать свою ревность?
Вот тут-то как раз и всплывает личность Царского Друга Григория Евфимовича Распутина-Нового. Вот он и есть тот самый духовный индикатор, духовный тест, некий рубеж и черта, проведенная Богом для Русского народа.
Но при чем здесь Распутин? Святой он – не святой, прославить – не прославить, нам то что от этого?
Удобнее разобрать это на конкретном примере.
В журнале «Благодатный огонь» (приложение к журналу «Москва»), № 11 за 2003 год напечатана статья Игоря Смыслова, которая называется так: «Распутин: знамение погибшего царства», где наиболее отчетливо и систематизировано представлены все обвинения и претензии против Григория Распутина. Статья Смыслова – развернутая версия официальной позиции, изложенной в двух приложениях к известному докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) по поводу возможности прославления Святых Царственных Страстотерпцев (приложения IV и V). Несмотря на то, что статья Смыслова написана несколько лет назад, затронутые в ней вопросы не теряют своей актуальности сегодня. Речь идет о растущем в церковном народе почитании убиенного Григория Ефимовича Нового (Распутина). Линию Смыслова продолжает сегодня, например, Светлана Федоровна Колосовская в серии докладов на тему «Искушение Распутиным». Отношение к тому, о чем ведет речь Смыслов, Колосовская и те, кто разделяет их позицию сегодня, крайне важно для православного русского человека. Поэтому сформулируем свой ответ современным хулителям Друга Царской Семьи старца Григория Евфимовича Распутина-Нового.
Ответ будет таков.
Направив свою критику против Григория Распутина, Смыслов по существу наносит мощнейший удар по Святим Царственным Мученикам! В его статье делается запоздалая, отчаянная, нелепая и плохо скрываемая попытка оскорбить Их веру, перечеркнуть Их православие и церковное благочестие, что, по существу, преследует цель подорвать основу Их почитания и святости. Эту статью мы рассматриваем не только как удар по Помазанникам Божиим, но и как удар по России, по Святой Руси, по Русскому Самодержавию и Русскому народу.
Статья написана в очень убедительном тоне. Главное оружие здесь – его величество факт. Факты взяты из мемуаров различных современников Распутина, которые его видели, знают, свидетельствуют. В общем, расчет на то, что против факта возразить нечего. Если добросовестно вникнуть в рассуждения Смыслова, то представится следующая картина или некая интересная схема.
Первое, царица (т.е. святая Царица Александра Феодоровна) – неврастеничка.
Второе, Распутин – хлыст, проходимец, магнетизер (экстрасенс), сектант, похотливый мужик, пьяница, плюс ещё артист, злобный расчетливый интриган, кощунник, мало того – германский шпион. А если допустить, что он совращал женщин в день после причастия, как об этом честно и прямо заявляет, конечно же при этом ссылаясь на кого-то, Игорь Смыслов, то это уж прямо сатанизм. Значит он сатанист. Не много ли для одного человека? Прямо исчадие ада, а не человек. И все это уважаемые люди подтвердить могут, клянутся, что сами видели… ну, в крайнем случае, слышали, но уж читали-то точно! Поверим им, вне всякого сомнения – читали. Кстати и фамилия-то у него подходящая, вроде как клеймо какое-то родовое – Распутин. А писатель Валентин Распутин не его ли родственничек, а? Может и он артист пополам с аферистом. А может ему лучше фамилию поменять от греха подальше или псевдоним взять, чтобы не марать своего имени таким неблагозвучием. Но продолжим далее.
Третье, царица (не просто неврастеничка, а буквально истеричка) проявила полное духовное невежество и слепоту, более того, преступную слепоту, привечая этого …, слушая его, позволяя лечить Царевича. Да пускай бы он лучше помер этот царевич, нежели допустить такой позор. А лобызалась-то с ним, это с кощунником-хлыстом-то, с развратником-то, троекратно!
Четвертое, а царь-то? Хорош! Внимая, понимаешь, этой своей… половине, не смел прекословить. То есть в государственных делах, где на карту ставилось судьба Отечества, судьбы Народа, Церкви, он слушал совета жены-истерички, находившейся под гипнозом немецкого шпиона, к тому же развратника, скандалиста и пьяницы. То есть царь, мягко говоря, не только не проявил государственной мудрости, твердости, а наоборот, проявил полную бесхарактерность, бездарность, преступное безволие, попустительство, малодушие. Вдвойне преступное потому, что он, как следует из писаний господина Смыслова, понимал, кто этот хитрый и страшный мужик, но в угоду жене и преступным планам проходимца-сектанта-шпиона, сознательно готов был погубить Россию своими беспринципными, бездарными решениями. Более того, он пренебрег советами многих умных людей, истинных патриотов России, видевших спасение страны то в даровании свобод народу, то в учреждении Государственной Думы, то в конституции, то в ограничении самодержавной власти царя, то в образовании ответственного министерства и прочее. Но германская клика в лице Царицы, Распутина и Вырубовой и прочих Сухомлиновых и Протопоповых не позволила осуществить эти реформы и спасти Россию. Чем же закончилось в результате бездарное, преступное правление Русского Самодержца? Известно чем – страшная революция, братоубийственная война, море крови, геноцид народа, разгром Церкви. Последним деянием ничтожного царя явилось его безвольное отречение. А что можно было ожидать от такого царя? Как не верти, царь-то наш хоть и святой, а по всему видать, дурень оказался. Ему умные люди советовали, как спасти Россию. А он кочевряжился! Да вышвырни он Гришку-то, да послушайся умных-то людей, глядишь, все по иному пошло бы. А он с ними, как все равно с предателями, а Родзянку видеть не мог. Нет, чтобы поднять полки, расстрелять всех изменников, навести порядок. Так нет же, отрекся. Он, видите ли, не хотел проливать русской крови! Да его за это мало в петлю сунуть, продал Россию хлысту…
- Стоп! О ком идет речь? Ведь это же святой Царь-Помазанник Божий.
- Ну, насчет помазанника пока опустим. А вот святой … да за что же он святой-то. Трубку курил, Россию продал хлысту, народ в крови утопил. А Бога? Какой же он православный христианин? Ведь если разобраться никакого благочестия-то у него вместе с царицей и не было. У старцев не окормлялись, настоящих духовных наставников и советников не имели, слушались хлыста, сектанта, христопродавца. Кто же они сами-то после всего этого, не хлысты ли, раз с хлыстом лобызались. А то, что причащались, то это ерунда, Распутин тоже причащался, но это не мешало ему быть хлыстом, значит и царь с царицей хлысты. Так что о святости царя и царицы забудьте.
- А как же чудеса, иконы мироточат, видения людям, во сне явления? Ах, вот оговорился, во сне.
- Правильно, да это же явная прелесть. Вы почитайте, что святые отцы-то говорят, Игнатий Брянчанинов, например. Да можем ли мы, нынешние, падшие, грязные сподобиться каких-то видений. Ну, ясное дело – не может, так что явная прелесть.
- А как же иконы?
- Так то бесы! Да, это они озорничают, смущают, понимаешь, простецов: то миро, то благоухание – бесы, точно бесы. А кто там пытается к фактам апеллировать? Пустое это, даже и не пытайтесь. Мы таких видали. Платоновы новоипеченные, понимаешь, нашлись, с бохановыми вместе. Да это же и не историк-то вовсе, Платонов-то. Так, фуфло какое-то. Вот Миллер – эт-дааа! Вот это вот историк. Или вот Феликс Юсупов, возьми хоть Родзянку или Труфанова. А Пуришкевич? Как пишет, а? Как он ему пулю, да в голову, э–х прям дрожь берет – лихо да и только. Так что с Распутиным не лезь, а то у нас, если надо, и Пуришкевичи с Юсуповыми найдутся. А то нашлись тут, понимаешь, радетели. Раскольники! Сектанты!! Хлысты!!! Ууу… Всех…в гробину их!!! Так что не суйтесь, ребяты. У нас помоев и ушатов много. Мы откуда хошь возьмем, хошь с мемуаров, а хошь с архивов. Там есть документы, в них все сказано: сколько пил, да сколько спал, да с кем, и про баню тоже, и про глаза. Ох уж эти глазищы, вытаращит свои зенки – дрожь берет.
Вот такая логическая схема, представленная в художественно-развернутом виде. Смысл ясен, подведем итоги и сделаем некоторые выводы.
Если господин Смыслов прав, и мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица – преступники, т. к. проявили преступную слепоту, недопустимую для Их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного Им Богом народа и гибелью православной Державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и Русского Царя, и Русское Самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесенные ими притеснения со стороны верховной царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Все переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых.
Что это значит? Это значит, что русский мир по-прежнему расколот, а наши чаяния на этом обрываются. Если мы не можем отстоять своего Государя и защитить его от клеветнических выпадов, то о каком исцелении язвы «теплохладности и равнодушия» можно вести речь? Как можно вымолить Царя и наследовать Царствие Небесное, если допущением того, что Распутин негодяй, проходимец и авантюрист, в среде церковного народа открыто и безнаказанно ставится под сомнение святость Святой Царской Семьи?
А это и есть страшное существо логических построений и доказательств всех противников старца Григория. Это и есть философия абсурда. Убийственная, разрушительная, ядовитая логика, логика смерти.
Но есть другая логика, – в основу которой положены начала жизнеутверждающие, созидательные, животворящие: любовь, правда, вера. Согласно этой логике Григорий Распутин – святой человек, православный подвижник, старец одухотворенный, достойный и молитвенного почитания, и причисления к лику святых, а его присутствие рядом с Царской Семьей есть знаменательное, особое духовное событие, доказывающее святость и самих Русских Венценосцев, и их Друга, которую они явили еще при жизни, а не только в результате мученической кончины, как на то намекает, например, церковный историк и богослов протоиерей Владислав Цыпин.
Возможно ли рассмотрение личности старца Григория Распутина-Нового и его роли в истории России именно с этих позиций? Каково мнение священноначалия по этому поводу?
Согласно справедливому мнению святейшего Патриарха Кирилла канонизация святого Церковью есть результат уже сформировавшегося почитания его церковным народом в совокупности с теми чудесными благодатными явлениями, которыми Господу Богу угодно окружить это почитание. Церковь, вынося свое соборное определение, что этот человек святой, на самом деле, лишь свидетельствует о факте прославления святого Богом, т. е. прославляет Господь Бог, а Церковь, принимает Божественное волеизъявление, как указание свыше, как перст Божий.
Чтобы не быть голословными, приведем слова святейшего Патриарха Кирилла относительно условий для признания Церковью святости человека (канонизации):
«Главные критерии канонизации: первое – это молитвенное почитание того или иного лица. Когда в Церкви вне зависимости от того, канонизировано это лицо или не канонизировано существует традиция молитвенного к нему, к этому лицу обращения, когда места, связанные с жизнью этого человека почитаются, как места религиозного поклонения. Другим очень важным критерием являются чудеса, которые проистекают от мощей или от места захоронения такого лица».
Однако святейший Патриарх Кирилл все же и главным образом желал своим обращением к пастве подвести базу под невозможность ставить вопрос о канонизации Грозного и Распутина и полную правомерность того взгляда, которого придерживается Церковь в настоящее время. Он подчеркнул:
«…критерии настолько ясны, настолько прозрачны, что не дают ни малейших оснований для какого либо иного толкования, кроме того, какое существует (т. е., однозначно негативного).
Между реабилитацией и канонизацией дистанция колоссального размера. И канонизировать человека нужно не за то, что он был хорошим или плохим царем, не за то добрым он был или грозным, а за то был ли он святым. Только по одному тому, является ли этот человек святым по жизни, молится ли, обращаясь к нему церковь, окружены ли места, связанные с жизнью этого человека религиозным почитанием. Ни одного, ни другого, ни третьего не существует ни в отношении Грозного, ни в отношении Распутина».
Все справедливо. Кроме одного. Неужели нет никаких свидетельств святости старца Григория и его молитвенного почитания? Явил ли Господь знамение, и пожелали ли мы увидеть те благодатные явления, которые относились бы сугубо к жизни Друга Царской Семьи Григория Евфимовича Распутина-Нового и свидетельствовали о его святости? Были ли и есть ли примеры особого молитвенного почитания старца Григория?
Далее следуют поразительные вещи. Противники: и безответственные крикуны с поверхностным, неглубоким подходом, впрочем как и ответственные, добросовестные представители официальных комиссий, поразительнейшим образом не хотят замечать удивительного знамения, явленного Господом в отношении Григория Распутина – исцеления Царевича Алексия.
Как старец Григорий исцелял единственного Наследника Русского Престола? Может быть с помощью коровьих копыт с лягушачьими лапками, помноженных на заклинания колдуна и шарлатана, как считают противники старца Григория? Но это и есть позиция духовного убийства и Царской Семьи, и самого старца Григория, и Русского народа.
А вот иная позиция. Рассмотрим ее для наглядности также на конкретном примере – фрагменте книги о Григории Распутине: «Великий праведный старец страстотерпец Григорий» (автор-составитель Ю.Ю. Рассулин):
«Рождение и смерть детей. Начало странничества. 1888 год для молодой четы Распутиных был ознаменован рождением сына, которого окрестили Михаилом.Младенец появился на свет – 29 сентября 1888 года.
Через три с небольшим года, 29 января 1892 года, родился второй ребенок – девочка Анна.
Радость от рождения первенца не была продолжительной для семьи Распутиных. Через четыре с половиной года малыш умер от скарлатины. Это случилось 16 апреля 1893 года.
Так открылась череда трагических потерь для Григория и Прасковьи. 25 мая 1894 года у них родился сын – Георгий, но и он всего через три с половиной месяца умер от «поноса», т. е. от какого-то кишечного заболевания.
25 декабря 1895 года родился мальчик – Дмитрий. Ему суждено было выжить.
Но радость от рождения третьего сына вновь была омрачена. Всего через шесть месяцев, 3 мая 1896 года, во время эпидемии коклюша, свирепствовавшей в Покровском, умирает дочь Анна. Ей было столько же, сколько и первенцу Михаилу – четыре с половиной года …
Умирает и последний ребенок, девочка Параскева, которая родилась 11 октября 1903 года, умерла 20-го декабря того же года от коклюша.
Из семерых выжило трое.
Записи Метрических книг звучат сухо. Дата рождения – дата смерти. Указана только причина: «от коклюша», «от скарлатины», «от поноса», «от слабости». Просто, обыденно, даже скучно. Но нетрудно представить, о чем не досказано в метрических книгах, что скрывают казенные записи. А скрывают они горе, безутешное, человеческое горе, не просто боль – муку душевную, которую словами не выскажешь, слезами не выплачешь. За 11 лет четыре смерти младенцев с интервалом в 2-3 года. Сначала сыночек, первенец, сыночка, родименький. А затем девочка, доченька, дочурочка, маленькая Анечка. А потом совсем крохотный Георгий, Егорушка, и такая же крохотная Пашенька. Маленькие, беззащитные существа, которые маялись, мучились, звали папу и маму, ждали от них помощи. А ты ничем помочь им не можешь. И они уходят, уходят в вечность, раз за разом, четыре удара. А ты остаешься один на один с горем, с твоей болью, с твоей мукой. Надсадно воешь над гробиком, бьешься головой о холмик свеженасыпанной земли. Но тщетно. Потом приступает тоска смертная. Нет не безразличие. Безразличие – это когда ничего не чувствуешь. Но боль никуда не уходит, она остается навсегда с тобой. Только вдруг все становится постылым. Жизнь теряет краски, все пусто, блекло, бесцветно, пустынно и мрачно. Ничего не хочется, даже грызть землю зубами или рвать на себе волосы в порыве отчаяния. Тогда и жить-то не хочется. Ничто и никто не может помочь.
Только БОГ… Он один, если есть в Него вера. С Его помощью побеждается ожесточение, уходит отчаяние, появляется надежда. Постепенно возвращается желание жить, жить ради ближних, наперекор смерти, несправедливости. Наконец, с еще большей силой вспыхивает любовь, желание не просто приносить добро людям, но одаривать любовью окружающих, щедро, бескорыстно. Почему, откуда? Потому что ты познал цену жизни, цену любви, познал через страдание, через потерю, дорогую цену заплатив за свой опыт. Но главное, найден неиссякаемый источник любви – Бог, Который везде, и Который внутри тебя, и ради этого одного стоит жить.
Таков был фон, если можно так сказать, родовых, наследственных переживаний в семье Распутиных. Ведь шутка ли сказать, у Ефима Яковлевича и Анны Васильевны из девятерых выжило двое, у Григория Ефимовича и Прасковьи Федоровны из семи – трое. И мало утешения в том, что детская смертность в то время и в тех краях была высокая. Каково было родителям?
Как это понять, пережить, пропустить через сердце, представить даже трудно. И все же довелось мне, грешному, по милости Божьей, будучи на Покровской земле, хоть в малой степени испытать, то, что испытывали Григорий и Прасковья, и что позволяет многое понять и в событиях жизни, и в поведении, и в психологии старца Григория.
Стоит об этом рассказать поподробнее. Побывал я в Покровском в июле 2007 года в составе группы московских и питерских паломников, отправившихся на поклонение Царским местам и следовавших по маршруту: Алапаевск-Екатеринбург-Верхотурье-Тюмень-Покровское-Тобольск. Сам я, хотя и мечтал давно побывать в тех местах, однако, по духовной немощи не имел достаточного рвения, чтобы преодолеть повседневное бремя мирских забот и разорвать замкнутый круг московской суетной гонки, спешки, марафона – затрудняюсь дать определение тому состоянию, в котором пребывает житель современного мегаполиса. Без чудесного промысла Божьего конечно не обошлось. И вот невероятным образом, вопреки всем обстоятельствам, я подъезжаю к Покровскому. Позади Царские дни в Екатеринбурге, крестный ход из Храма на крови до монастыря Святых Царственных Мучеников на Ганиной яме, духовный восторг, испытанный от пребывания в Верхотурье, Октае, Меркушино. Тюмень, посещение больницы, где лежал Григорий Ефимович после ранения. И вот, наконец, столь вожделенное Покровское. Предвкушение радости от пребывания на земле, по которой бегал Григорий босыми ногами в детстве, где он пахал, косил, любил, думал, мечтал, молился. Вот поворот дороги и указатель «Покровское», пересекаем границу села. Все естество напряглось, чувства обострились, вот здесь… Вдруг звонок на мобильник.
- Юра? Как живешь, брат?
- Володя? Здорово! Ты откуда?
- Я с Кабарды (станица Екатериноградская, Кабардино-Балкария, где живет мой двоюродный брат Владимир Елкин).
- А я в Сибири, по святым местам подался. Случилось что?
- Да, брат, случилось.
- Что такое?
- Валя заболела.
- Серьезное что-то?
- Да, серьезное. Рак.
Валя, моя двоюродная сестра, приехала в отпуск к матери, тете Марусе, которая тоже, как и сын ее Володя, живет в Екатериноградской. Валя приехала отдыхать с младшим сыном, что-то занедужила, дошло до больницы. Обследовали – рак, в запущенной стадии, быстротекущая форма. Облучение, химиотерапия бесполезны. Уже ничего сделать нельзя. Остался месяц, от силы два. Если и можно как-то помочь, облегчить страдания, то только в условиях специализированной клиники. В общем нужна срочная госпитализация. На Кавказе это невозможно. Суммы называют астрономические. Нужно класть по месту жительства. Для этого срочно везти домой в Нижний Новгород. Билеты на самолет до Москвы взяли, Володя полетит с нею. А от Домодедово до Нижнего только машиной. Поезд не вынесет – долго. А у нее слабость, тошнота. Надеялись на меня. А я вот… К счастью выручил брат Александр. Довезли быстро и благополучно.
Валя, Валечка, помню ее деревенской, стеснительной девочкой, которая приходила с подружкой к бабушке поиграть со мной. Выросла, вышла замуж, живет в Нижнем, работает в детском саду, воспитывает двух сыновей. Старшему осенью в армию. Виделся с ней только один раз, когда приезжал к брату на Кавказ. Всегда корил себя, что мало о ней вспоминаю. Мог бы чаще звонить. Мог бы пригласить в Москву.
И вдруг уже все, поздно. Я к ней приеду, за неделю до смерти, попрощаться. А сейчас, в Покровском, совершенно неожиданно нахлынуло… жалость… да, конечно, жалость, скорее, острейшее чувство сострадания, чувство боли, невосполнимой потери. Нет, не отчаяние, но острое понимание безысходности, когда изо всей силы хочется помочь хоть как-нибудь, хоть чем-нибудь, хоть что-то сделать, и ничего не можешь. Все тщетно. И уже не позвонишь, не поговоришь. Да и что сказать, когда человек в тяжелейшем состоянии, угасает. Раньше надо было. И это неизбежно, неотвратимо. Ей было 48 лет, но для меня в тот момент там, на далеком Кавказе, умирала девочка, моя младшая сестренка. Слезы сами лились из глаз, и ничто не могло их сдержать. И уже ничего не надо было, интерес к цели моей поездки как-то ослабел. А впереди осмотр дома-музея. Интереснейший рассказ историка-краеведа Владимира Смирнова. Возможность поговорить с необыкновенным человеком, много знающим о Григории Ефимовиче, долгие годы собиравшем о нем материалы, построившим дом – точную копию Распутинского. Я мог бы поделиться с ним своими планами, посоветоваться, было о чем, расспросить, поближе познакомиться. Но я не мог.
Осмотрели дом, послушали Смирнова, представился, обменялись книгами, телефонами и автографами – все как положено. Но все через силу, чувства, реакция, мысли – все ватное, просто заставлял себя смотреть, говорить, слушать, информация фиксировалась плохо. Смирнов наверное почувствовал мою отчужденность, и большого интереса я у него не вызвал, близкого знакомства также не получилось. Наконец, все закончилось.
Чтобы не показаться странным, вынужден был рассказать о причине своего состояния Людмиле Стародубцевой, женщине, которая организовала поездку и благодаря которой я оказался в Покровском. По предложению Людмилы вместе со всей группой помолились, прочли акафист мученику Григорию, попросили его молитв за тяжко болящую Валентину. Взяли землицы с места, где был его настоящий дом. Стало легче. Появилась слабая надежда, а вдруг Господь явит чудо. Утешение получил точно. Почувствовал, что все это неспроста, зачем-то все это нужно. Все же, как странно… Если бы известие застало меня где-то в другом месте, пусть даже в паломничестве, в пути. Но известие пришло не где-нибудь, а именно при въезде в Покровское. Такое вот странное для меня совпадение…
И только спустя полтора года потаенный смысл случившегося открылся мне. Просматривая книгу супругов Смирновых, я глубоко задумался, к чему нужна эта информация из метрических книг. Каким образом может она помочь раскрыть тайники души необыкновенного человека – Григория Ефимовича Распутина-Нового. Рождение – смерть, рождение – смерть… И вдруг, вспомнил о своей сестре, и все что я испытал там, на родине старца Григория. Вот так и открылось, зачем нужно было все это пережить не где-нибудь, а именно в Покровском. Благодаря Вале, я смог пропустить через сердце, прикоснуться к внутреннему миру, полному глубоких нравственных переживаний, которые испытывали молодые Григорий и Прасковья и их родители, Ефим и Анна, в связи с частой смертью своих маленьких деток.
Что же касается Вали, она умерла через месяц. Не будучи ранее церковным человеком, на смертном одре обнаружила талант веры. Смиренно перенесла все страдания, с радостью приняла приглашенного батюшку, исповедалась, соборовалась, причастилась. Ни слова ропота или обиды на судьбу. Только однажды вырвалось: «Господи, неужели я такая грешная». Тихо угасла свеча ее жизни. Душа отошла ко Господу, очистившись покаянием и страданием. Вечная ей память и поклон за помощь, которую невольно оказала мне, грешному. Вот так послужила моя сестренка во славу Бога, Царя и Отечества. Удивительно и то, что изложил я эту историю в субботу второй седьмицы Великого поста, в день поминовения усопших. Заступничеством Богородицы и молитвами Святых Царственных Мучеников и мученика Григория, упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей Валентины в селениях праведных и нас, грешных, помилуй. Ты еси Бог, творяй чудеса!»
Какой вывод можно сделать из этого рассказа, наполненного сугубо личными переживаниями? А вывод таков: великое чувство жалости, живой отклик не только к своей беде, своей боли, но к чужой беде, к чужой боли, великое сострадание, потребность в молитве и постоянном общении с Богом – вот те сильнейшие побудительные мотивы, которые заставили Григория Распутина оставить семью и отправиться в длительное странствие, богомолье, которое названо на Руси странничеством. Зачем? Чтобы Богу помолиться о грехах своих и о грехах своих ближних, чтобы испросить милости, чтобы стяжать благодать Духа Святаго, чтобы, затем, помочь страждущим людям. Вериги, подвиги, духовный опыт, бесчисленные святыни, наконец, стольный град Санкт-Петербург и знакомство с Царской Семьей. И что же увидел странник Григорий в Царском дворце, да тоже, что и в крестьянской избе – страдание царственного отрока, боль, душевные муки и слезы матери, смертельно и неизлечимо больной Царевич, постоянно балансирующий между жизнью и смертью. И вот, восприняв чужую боль, как свою, выказав необыкновенное сострадание, как к своему родному дитяти, плача и стеная в душе вместе с Державной Матерью и Державным Отцом, старец Григорий стал тем смертным человеком, кто единственный мог исцелять болезнь Державного отрока – Царевича Алексея.
В этом и состоит великое чудо, до сих пор не понятое, не измеренное и неоцененное. Чудо, которое одно само по себе является свидетельством святости русского человека старца Григория Евфимовича Распутина-Нового.
Вся его жизнь чудо. Глубоким состраданием и необыкновенной чуткостью к чужой боли, просто и естественно, объясняются многочисленные записки, которые почему-то ставятся ему в вину. Логика обвинителей понятна. Записки написаны корявым почерком, значит, писавший был пьян. Смысл записок также простецкий: «Милый, дорогой, помоги»? Вывод: писавший пьян вдребезги. Такую логику всего, что связано с Григорием Распутиным можно назвать духовным примитивизмом.
А если положить в основу объяснения христианскую любовь, милосердие и сострадание? Тогда станет понятным следующее. У Григория Распутина не были никаких реальных рычагов воздействия на сильных мира сего, кроме духовного авторитета и молитвы. Вот он и подписывал протекции «милый, дорогой»« своим именем Григорий. Все понимали, что это Распутин. А дальше все зависело от того есть ли совесть у высокопоставленного лица, а также от того, как Господь управит в отношении того, кто просит помощи. А Григорий мог только помолиться и обратить внимание на этого человека. Но что заставляло его это делать? Самомнение? Самоуверенность, наглость царского фаворита, мужицкое хамство или пьяный дурман, дурь? Да нет. Причина – сострадание, милосердие, христианская любовь и жалость к ближнему.
Его щедрость, не знающая границ, описана во многих воспоминаниях – все, что было в его карманах, тут же отдавал нуждающемуся.
Этим же объясняется присутствие рядом со старцем Григорием таких личностей, как Арон Симанович, Феликс Юсупов, Манасевич-Мануйлов банкир Дмитрий Рубинштейн, Манус и прочих, в ком видят авантюристов и проходимцев. Но ведь и они тоже люди. У них свои мотивы, просьбы, слезы и страдания. А старец открыт ко всем, тем более сугубым грешникам. «Не праведников пришел Господь спасти, а грешников», и возлежал в дому Симона-прокаженного с мытарями и грешниками, пил и ел с ними, и вечерял. Иуду Искариотского пригрел и не отверг. А старец Григорий – Божий слуга, также пригрел иуду – Феликса Юсупова, кто и погубил его.
Замечательным, необыкновенным свойством истинно христианской души – состраданием объясняется его дружба с расстригой Труфановым, который пал, как только встал открыто на тропу предательства и травли праведника Григория. А до этого старец Григорий его вымаливал и удерживал от падения и погибели. Труфанов сам виноват, что отверг того, кто его любил и кто молился за него.
Удивляет также и то, какую меру вопиющей неправды, напраслины и клеветы нес старец Григорий. Он был обращен к людям, чтобы помочь, а люди платили насмешками, издевательствами, клеветой, угрозами расправы и покушениями. Вот еще одно основание для канонизации – те необыкновенные муки, которые претерпел старец Григорий, неся напраслину, клевету, оскорбления. И таких оснований для прославления старца Григория несметное количество.
Великим состраданием, невероятным терпением и подлинной христианской любовью объясняется его отношение к бедной генеральше Лохтиной. И если она не погибла духовно, то лишь благодаря молитве и заступничеству старца Григория.
Разве чувства сострадания, терпения, любви – не являются христианскими добродетелями? Разве великая любовь и то утешение, которые щедро раздаривал старец Григорий людям, разве та благодатная, чудесная помощь, которую оказывал он, и о которой свидетельствуют не только хорошо его знавшие и любившие, но и враги, разве все это не является всесторонне аргументированным доводом в пользу его святости?
Старец Григорий Распутин-Новый и чудесное исцеление им неизлечимо больного Наследника Русского Престола – вот то великое знамение, которое было явлено русским людям не просто так, а для проверки нашей духовной высоты, нашей нелицемерной искренности и любви к Богу, нашей действительной любви к Царю Помазаннику Божьему, нашей действительной любви к русскому Отечеству, которое есть не умиление над лубочной картинкой русской жизни, а умение ценить и любить простого русского человека, тем более того, на котором почиет Благодать Божия. Се великое знамение пререкаемое, явленное Богом на падение и на восстание многим во Израиле («И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 22-40).
Самым мощным опровержением всех доводов и свидетельств против старца Григория Распутина, является твердая позиция Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Позиция эта состоит в непоколебимом убеждении, что все, что говорится против Их Друга есть клевета, что он не виновен. Царица Александра считала его святым при жизни. Государь его любил и находил утешение в беседах с ним, утешался даже его присутствием. Об этом он свидетельствовал не раз.
Именно эти люди – венценосные особы имеют моральное право вынести окончательный вердикт, поскольку именно они знали старца Григория не понаслышке и не заочно. Их дружба и их чувство не были слепы, поскольку Государь и Государыня проверяли Григория Распутина, именно к ним стекалась вся информация относительно их друга, именно они были в курсе всех случаев, которые получили большой общественный резонанс. Они назначали расследования, как было и с инцидентом в ресторане «Яр», они выслушивали доклады, они беседовали с высокопоставленными и могущественными недоброжелателями старца Григория: и с премьер-министром Столыпиным, и с епископом Феофаном Быстровым, и с няней Тютчевой, и с министром Коковцовым, и с министром Самариным, и с председателем Думы Родзянко, и с начальником жандармов Джунковским, и с Вел. Княгиней Елизаветой Феодоровной и т.д.
Но… Поразительная вещь, которая не поддается логическому осмыслению – то уродливое упорство, которое проявлено противниками Григория Распутина в нежелании серьезно отнестись к доводам Царя Николая и Царицы Александры. Именно их позиция исключается из рассмотрения всех «за и против».
Что уж говорить об аргументах современных защитников старца Григория Распутина.
Упорный отказ противников Григория Распутина серьезно отнестись к мнению Государя и Государыни, а также упорное нежелание рассматривать своих оппонентов, как достойных историков и исследователей и с уважением отнестись к их трудам, доказывает, что проблема выходит за рамки чисто научных изысканий, но упирается в вопросы сугубо нравственного или точнее духовного порядка. С точки зрения рациональной объяснить поведение недоброжелателей трудно. Ответ приходится искать в области иррациональной – т. е. духовной.
Такого рода явления описаны в житийной литературе, как пример духовного конфликта света с тьмою, Бога с дьяволом. Клевета, бесовское наваждение и как следствие ослепление, помрачение ума – вот оружие дьявола в его борьбе против подвижника, Божьего слуги.
Вот две позиции духовного видения, два угла зрения. Между ними слишком узкий водораздел, слишком острая грань, слишком острый гребень, на котором невозможно удержаться, с неизбежностью свалишься либо влево, либо вправо. Но далеко не безразлично, по какую сторону окажется православный Русский народ. Как в православном богословии: либо рай, либо ад. Так и здесь в отношении старца Григория и судьбы России: либо спасение, либо погибель, либо добро, либо зло, по слову Евангельскому – «знамение пререкаемое на восстание и падение многих во Израиле».
Но верю, что когда Русский Народ, как блудный сын, принесет повинную голову к стопам Спасителя мира, и возжелает вновь горячо, как встарь, служить верой и правдой Богу и Его Помазаннику Царю, тогда и освободит Милосердный Господь Русский Народ от тяжкого плена, и дарует ему своего Помазанника. Вручит ему Матерь Божия скипетр державный, и бегут от Русской Земли все враги и супостаты, и благословит Господь Бог Землю Русскую миром. А случится это, когда исполнится мера наказания Божьего. А мера у Бога для Русского Народа все та же, как и прежде – Добрый Русский Мужик Григорий Евфимович Распутин-Новый – великий праведный старец и страстотерпец. Как раньше его погубили, черту, Богом проведенную, преступили, гнев Божий накликали, так и ныне, коли прославим его, так обратно за ту черту и заступим, милость Божью обретем. С кого начали, тем и кончать надо, да не во зле, а в добре.
Прославление старца Григория Распутина – есть непременное условие дарования Русскому народу Царя Помазанника Божьего. Об этом свидетельствует еще одно чудесное знамение, явленное Русскому народу Господом Богом через Григория Распутина. Это знамение – мученическая смерть народного праведника старца Григория за Православного Царя Николая Божьего Помазанника.
Это великое духовное событие вселяет в русское сердце несомненную веру, что Божие благословение не отъято от нашего народа. Духовный союз мученика Григория и Святых Царственных Мучеников – есть символ того, что Русский Народ, несмотря ни на что, оказался достоин возложенного на него Богом служения. Их дружбой и подвигом увенчалась Святая Русь. И в этом залог того, что Русский Народ после периода тяжких, очистительных испытаний, несомненно, воспрянет, восстанет от греховного сна окрепшим, чистым, обновленным, Новым, готовым сослужить последнюю в человеческой истории службу Царю Небесному. Благодать Божия за молитвы Пресвятой Богородицы, за молитвы Святого Царя Николая, за молитвы святого мученика Григория Нового, и всех новомучеников и исповедников Российских, Богу, Царю и Отечеству послуживших даже до смерти, сотворит такое чудо. И служение это будет, несомненно, освящено и прославлено помазанничеством лучшего из сынов Русских на Царство. И это явится не только символом милости Божией к Русскому Народу, символом его прощения, но станет единственно возможной формой исповедания Русским Народом Божией истины и сохранения ее на грешной земле от окончательного истребления слугами антихриста, прежде, чем она вновь восторжествует и воссияет в полной славе, но уже на земле новой, где уже не найдется место всякой клевете и злобе.
Великий праведный старец страстотерпец Григорий есть исторический и духовный символ – знамение воскресающего Русского Царства.
http://ruskline.ru/analitika/2013/12/20131227/otvet_klevetnikam_rossii/
Другие материалы по теме: Ликбез по масонству от 2005 г.