Пропаганда на телевидении: Как это работает?
Очередной обзор проекта «Научи хорошему» посвящён разъяснению базовых принципов работы современного телевидения и его влияния на зрителей. Многие привыкли воспринимать телевидение исключительно как политическую машину или средство массового развлечения, что, конечно же, является упрощением и скрывает основные аспекты его реального воздействия на общество, которые связаны с трансляцией моделей поведения, норм и ценностей.
В рамках проекта Научи хорошему было подготовлено множество видеороликов, в которых представлен обзор популярных телевизионных шоу и сериалов с демонстрацией того, как они влияют на массовую аудиторию. В большинстве случаев речь идёт о выявленных фактах системной пропаганды алкоголя, пошлости, извращений и других вредных посылов. Но многие читатели в ответ на представленную информацию с удивлением заявляют, что на них телевидение и сериалы никак не влияют, и более того, ТВ и кинематограф, по их словам, просто отражают реальность, а не занимаются пропагандой.
Сначала разберёмся с первым пунктом. Может ли фильм или телепередача никак не влиять на зрителя? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять одну главную особенность нашего мозга – он всегда изменяется, всегда обучается. Мозг не может не обучаться. А изменение и обучение мозга происходит под воздействием поступающей в него информации – зрительной, звуковой и так далее. И с этой точки зрения любой фильм, передача или событие в жизни – это и есть поток информации, который неизбежно внесёт свой вклад в формирование мировоззрения человека.
Нагляднее всего этот процесс можно показать на примере детей, которые в силу ещё несформированной мировоззренческой картины всегда сильнее подвержены влиянию. Кстати именно поэтому дети и молодёжь являются главными объектами телевизионной промывки мозгов.
Ещё в 1961 году канадским психологом Альбертом Бандурой был проведён эксперимент с надувной куклой Бобо. Суть эксперимента заключалась в том, что маленьким детям на экране демонстрировали разные варианты взаимодействия с куклой. В одном случае её обнимали и гладили, в другом случае – куклу били. После просмотра видео, ребёнок заходил в комнату, а учёные наблюдали за его поведением. Результаты эксперимента продемонстрировали прямую связь между тем, что ребёнок видел на экране и тем, как он в дальнейшем себя вёл.
Естественно, как и в любом эксперименте, были отдельные статистические отклонения, которые зависели от особенностей личности ребёнка, но когда мы говорим о телевидении, речь всегда идёт о влиянии на массовую аудиторию, а не на конкретного зрителя, поэтому отдельные статистические отклонения не меняют общей картины.
Теперь давайте задумаемся, какие факторы определяют, примет ли зритель модель поведения, продемонстрированную на экране, в качестве образца для подражания, или отвергнет её. Если рассматривать отдельного человека, то факторов очень много – это и возраст, и обстановка, и формат подачи, и частота повторения, и десятки других нюансов… Но если мы работаем с массовой аудиторией, как, например, Первый канал или ТНТ, то нас интересуют прежде всего два момента: первое – это наличие у аудитории навыков критического мышления или, условно, «критического фильтра»; и второе – это положительный или отрицательный эмоциональный фон, который сопутствует демонстрируемой модели поведения.
Если человек воспринимает просмотр телевизора в первую очередь как развлечение или отдых и не задумывается о том, с какими целями создан тот или иной контент и чему он учит, – то критический фильтр у него в момент просмотра отключён, и он просто потребляет всё, что поступает к нему с экрана. Именно так привыкли смотреть телевизор большинство граждан нашей страны, иначе бы они уже давно не только детей не подпускали к ТВ, но и сами бы пользовались им в очень ограниченном количестве.
ЗА ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ НАРКОТИК ПРИХОДИТСЯ ПЛАТИТЬ СВОИМ ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ.
В Советском союзе, когда государство заботилось о психическом здоровье населения, а телевидение и кинематограф преимущественно тиражировали правильные ценности, можно было прожить и без подобного фильтра в голове. Но сейчас, когда с экрана непрерывным потоком льётся пошлость, а на одну положительную новость приходится несколько негативных, то отсутствие навыков критического мышления очень быстро приводит к неадекватному поведению и печальным последствиям.
Ситуацию усугубляет ещё и то, что главными героями телевизионных историй всё чаще становятся психи, извращенцы или просто безнравственные личности. Их приглашают на всевозможные шоу, про них снимают фильмы. При этом происходит следующее.
Если вредную модель поведения – например, употребление алкоголя – демонстрирует отрицательный киногерой, то она запоминается с негативным эмоциональным фоном. Это тоже не всегда хорошо – о многих вещах широкой аудитории лучше либо совсем не знать, либо лишний раз не вспоминать. Если же вредные модели поведения на экране присущи положительным персонажам, то при отсутствии критического мышления они автоматически сохраняются в памяти зрителя как нечто положительное и в дальнейшем при многократном повторении становятся образцом для подражания. Именно этим сегодня и занимается наше телевидение.
Теперь главный вопрос – знают ли об этом влиянии производители современного телевизионного контента. Конечно, знают, так как это азы психологии и бесструктурного управления, основанного на создании такой информационной обстановки, в которой человек сам совершает действия, нужные заказчику.
А значит, в случае, например, с телеканалом ТНТ, где ни одна серия не выходит без нескольких сцен пьянок или шуток про алкоголь, а все главные герои обязательно изменяют друг другу, речь идёт о сознательной системной работе по дебилизации и растлению населения, которую мы и раскрываем в видеообзорах, обоснованно применяя термин «пропаганда». При этом на Первом канале, НТВ или СТС, ситуация не лучше, и отличия носят формальный, а не содержательный характер.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ – УСТРОЙСТВО, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ РАЗВЛЕКАТЬ ВАС В ВАШЕЙ ГОСТИНОЙ ЛЮДЯМ, КОТОРЫХ ВЫ БЫ НЕ ВПУСТИЛИ К СЕБЕ НА ПОРОГ.
Конечно, внутри корпорации телевизионщиков вся работа выстроена под прикрытием системы рейтингов и мифа о том, что людям нравится смотреть пошлость и глупость. Но большинство сотрудников, которые проработали в этом царстве лжи и манипуляций хотя бы пару лет, уже прекрасно понимают реальные цели, на достижение которых используют их труд. Кто-то уходит, кто-то пытается бороться в рамках системы, а многие просто плывут по течению и стараются гнать подальше мысли о том, какое влияние ТВ оказывает на общество. Благо уровень зарплат, в десятки раз превышающий средний заработок по стране, этому способствует.
Ну и напоследок пару слов о том, что телевидение якобы не занимается пропагандой и бесструктурным управлением, а просто отражает реальность. Реальность очень многогранна и многоаспектна. Можно, например, по ТВ показать видеорепортаж с трезвого фестиваля и тогда общество будет постепенно двигаться в сторону трезвости, а можно вместо этого разрекламировать очередной фестиваль, проспонсированный алкогольными компаниями и закономерно превращённый в пьянку под музыку, и тогда больше людей пойдёт по наклонной дорожке. И там, и там – отражение реальности, а влияние на общество абсолютно разное.
ПОДВЕДЁМ ИТОГ:
1. Распространение информации – это всегда процесс управления, так как любая информация влияет на зрителя.
2. При оценке телевизионного контента, первостепенное значение имеет то, какое влияние он оказывает на МАССОВУЮ аудиторию.
3. Система рейтингов и мифы о том, что «людям нравится смотреть пошлость» и «ТВ отражает реальность», служат информационным прикрытием антиобщественной деятельности телевизионщиков.
4. Эффективное противодействие дебилизации населения телевидением должно базироваться на формировании навыков критического мышления у широкой аудитории.
Несмотря на то, что телевидение сегодня работает несравненно изощрённее, чем прежде, опираясь на достижения психологии, социологии, нейрофизиологии и других наук, понимание озвученных в этом видеоролике базовых принципов работы ТВ и его влияния на зрителя, служит той основой, с помощью которой человек способен самостоятельно проводить оценку телевизионного контента и принимать решение о целесообразности его дальнейшего просмотра.
Источник: http://pandoraopen.ru/2016-08-01/propaganda-na-televidenii-kak-eto-rabotaet/