Афонские старцы высказались в поддержку молдавских священников и монахов, прекративших поминание патриарха и своих правящих архиереев.
Священникам и монашествующим, прекратившим поминовение Патриарха Московского Кирилла и [своих правящих] епископов Молдавской Православной Церкви. Благочестивые отцы и братия во Христе Господе! По информации сети интернет мы узнали о том, что в чтимой Русской Православной Церкви, а точнее на Архиерейском Соборе, который состоялся 2-3 февраля 2016 года, было единогласно принято решение, по которому «Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви»1.
Со всем смирением, любовью и ревностью по общей нашей православной вере, мы обеспокоены данным ответом Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, потому что тексты проектов документов, принятые V Всеправославным Предсоборным Совещанием в Шамбези, Женева2, имеют множество нарушений догматического и канонического характера. Уже прозвучали серьёзные критические оценки в адрес данных текстов со стороны разных авторитетных лиц Православия, в их числе Митрополит Афанасий Лимасольский, Митрополит Иерофей Влахос, Митрополит Серафим Пирейский, протопресвитер Феодор Зисис, г-н Димитрий Целенгидис и многие другие, в их числе и решение Синода Грузинской Православной Церкви. Выше представлены лишь некоторые имена из множества епископов, богословов, профессоров, монахов, пустынножителей, которые высказались против вышеупомянутых текстов.
Монахи Святой Горы чрезвычайно обеспокоены данными текстами [проектов документов Всеправославного Собора], и многие прекратят поминовение и общение с Константинопольским Патриархатом в том случае, если данные тексты будут приняты на «Святом и Великом Соборе». Как известно, [был период, когда] Святая Гора прекратила поминовение Патриарха Афинагора, который произвел так называемое лже-«снятие анафем» с самопровозглашённой «Римо-Католической Церкви». [В нынешнее время,] монахи Святой Горы, находящиеся как в монастырях, так и в скитах (келиях), озабочены так называемым Всеправославным «Святым и Великим Собором», в первую очередь только потому, что название Всеправославный «Святой и Великий Собор» не свойственно Православной Церкви, которая имеет лишь Вселенские и Поместные Соборы. Данный «Святой и Великий Собор» ставит себя выше Евангелия и Святых Отцов, Вселенских и Поместных Соборов, а также выше всего Синодика, читаемого в Неделю Православия, посредством которого Церковное Предание зафиксировало все анафемы по отношению к еретикам всех времён, и которое показывает нам, что всё написанное в Синодике Православия имеет вселенское значение для Церкви Христовой.
Собор, который не признает в статусе Вселенских известные Соборы времён Святого и Великого Фотия и Святого Григория Паламы, – так называемого Собора Исихастов, – и не признающий и не следующий Посланиям Восточных Патриархов [XVII-XIX вв.] против папистов и протестантов, не может претендовать на то, что он «последний и окончательный судья в вопросах веры», как видит себя данный «Святой и Великий Собор». Из истории мы знаем, что в Церкви было множество разбойничьих Соборов, которые претендовали на то, что они являются «последними и окончательными судьями в вопросах веры».
Другими словами, в Церковь пытаются ввести новую модернистскую систему папистского происхождения, в которой папа заменен так называемым «Всеправославным Собором», диктующим в Церкви «ex cathedra», без того, чтобы посоветоваться с полнотой Церкви. Причём, все несогласные автоматически признаются достойными осуждения, извержения, отлучения и изгнания из «Церкви», а «Церковью» обозначается ограниченная группа Патриархов и прочих епископов, которые вместе занимают место папы. То есть, вместо соборности, они хотят некий «волшебный собор», который только потому и назван «Святым и Великим Собором», что он автоматически считается непогрешимым, подобно папе Римскому. [Однако, из истории Церкви мы знаем, что] любой Собор, Поместный или Вселенский, является Православным и принимается Церковной полнотой лишь тогда, когда он является [законным] преемником предыдущих Поместных и Вселенских Соборов.
Один из проектов документов3 относится к присутствию Православной Церкви в качестве члена в так называемом «Всемирном Совете Церквей», которое категорически неприемлемо для православных по той причине, что Православная Церковь считается протестантскими группировками из состава ВСЦ лишь «церковью среди множества церквей», а на практике считается даже ниже протестантских культов, потому что [по их мнению, Православная Церковь] не пришла к пониманию и признанию гомосексуальных браков и женского священства.
В другом документе4 [декларируется благословение] смешанных браков между православными и инославными, что категорически неприемлемо Церковью. Правила Вселенских Соборов совершенно четко выражаются на этот счет5, так как не может быть соединено то, что является несоединимым в принципе. Брак подразумевает пару, мужчину и женщину, которые в обязательном порядке должны быть православными христианами. [Таким образом,] основанием брака является общая истинная вера, что и обеспечивает передачу этой истинной веры следующим поколениям.
С точки зрения церковного учения, текст [проекта документа «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром»6] вводит в заблуждение и является отражением Второго Ватиканского собора папистов7 по отношению к Церкви, а именно то, что все остальные христианские конфессии [якобы] находятся в определенной (невидимой) связи с Единой Церковью, Православной Церковью, и есть как бы «неполноценные Церкви», но которых [по логике составителей этого лжеучения] «Святой Дух наполняет недостающим», т.е., [следуя данному лжеучению], и христианские конфессии представляют собой каким-то образом «часть Церкви». Было использовано в качестве аргумента то, что на [признанных Церковью] Соборах некоторых еретиков принимали либо таинством миропомазания, либо через таинство исповеди, и это [составители данного лжеучения] посчитали догмой и правилом, делая вывод (модернистский), что якобы и те являются частью Церкви.
Но Церковь использовала тогда икономию, и никаким образом это не является церковной акривией. Церковь не имеет никакой связи с ересями, ереси являются ветвями, отрезанными от Виноградника, и эти ветви засыхают и выбрасываются в огонь – [именно так] Церковь отрезает их посредством анафем.
[Таким образом,] данное учение является экклезиологической ересью, которая должна быть предана анафеме на Вселенском Соборе.
Данные проекты документов, принятые V Всеправославным Предсоборным Совещанием в Шамбези, Женева, не меняют дату празднования Пасхи, не меняют церковный календарь, не упраздняют православный пост, не делают каких-то изменений в богослужебном цикле, не меняют учение о монашестве и девственности, но меняют что-то гораздо более тонкое, чем все это, а именно: изменяют само понятие о Церкви Христовой, изменяя и нарушая догмат о Церкви. Ничто не может быть хуже этого!
Возлюбленные отцы и братия во Христе Господе!
Принятая вами мера, а именно, прекращение поминания Святейшего Патриарха Кирилла и [своих правящих] архиереев Молдавской Православной Церкви достойна похвалы, будучи исполнением евангельской заповеди, произнесенной через Святого Апостола Павла: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, чтó мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).
Данной канонической мерой вы не делаете ничего другого, кроме того, что применяете 15-е Правило Двукратного Константинопольского Собора, – правило, которое и Святая Гора использовала в своей истории для ограждения от ересей и еретиков.
Из практики Святых Отцов известно, что непоминание правящего архиерея совершается до тех пор, пока патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы и соборы не примут решение отказаться от ереси, которая сотрясает Церковь, [и в такой ситуации непоминающие] остаются в общении со всеми истинными исповедниками Православия.
Мы призываем вас быть духовно бдительными, неся в душе боль за господствующее сегодня в миру великое отдаление от Духа Евангелия, охватившее, к великому сожалению, и патриархов, и архиереев, монахов и пустынножителей. Посредством прекращения поминовения, вы надавили на рану, дабы привлечь к ней внимание Преосвященных архиереев, а также и для [последующего] Соборного рассмотрения и отторжения вышеупомянутых текстов [проектов документов Всеправославного Собора], предав анафеме все проявления экуменических учений, которые содержатся лукавым и пристрастным образом в этих текстах, и поэтому они мало заметны глазу, неиспытанному в богословии. Тем, что вы прекратили поминовение, вы не вышли из Церкви и из-под Ее послушания, но, напротив, сейчас находитесь в полном послушании Единой Церкви, Церкви Православной, следуя учению Святых Отцов, которые прекратили поминовение соборов, патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, проповедовавших чуждое Церкви учение. Поэтому, Литургия и остальные Святые службы должны исполняться в обычном порядке, потому что дар священнослужения не отдаляется магическим образом от тех, кто исповедует Православие, и никакое извержение не может быть действительным, пока вы стоите в Истине.
Просим архиереев Русской Православной Церкви отвергнуть неправославные тексты и быть исповедниками Господа нашего Иисуса Христа посредством публичного обнародования своей позиции, по примеру [некоторых] митрополитов Греции и Кипра.
С душевной болью и слезами молим Христа Господа нашего, ради которого мы пришли в эту пустыню Святой Горы, дабы восторжествовало опять Православие, а ересь ногами православных была бы попрана.
С братской любовью во Христе Господе,
-
Геронда Савва Лавриот,
Член Совета Старцев Святого Монастыря Великая Лавра, Святая Гора Афон
Мобильный телефон: +306947011111
Стационарный телефон: +302377-023754
Факс: +302377-023762
-
Геронда Гавриил,
Келья Святого Христодула, Святой Монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон
Р.S.Это письмо было отправлено сегодня всем монахам, находящимся как в монастырях, так и в скитах, и в кельях Святой Горы, дабы была подписана всеми желающими.
После подписания всеми афонскими исповедниками, текст будет опубликован в православных греческих средствах массовой информации.
1 URL: http://sobor.patriarchia.ru/db/text/4367700.html
2 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4360573.html
3 См. проект документа к Всеправославному Собору «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4361154.html
4 См. проект документа к Всеправославному Собору «Таинство брака и препятствия к нему».
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4361350.html
5 См. 72-е Правило Трулльского Собора.
URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/223
6 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4361154.html
7 См. Второй Ватиканский Собор, Декрет об экуменизме “Unitatis Redintegratio”, гл. I.3: «… немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. <…> Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».
Источник http://www.aparatorul.md/rekomenduem-otkrytoe-pismo-afonski/