Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия» “Слава в вышних Богу!” (1951-1960)
“Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове…” (Луки 2, 10-11.)
Этой великой радости когда-то действительно тысячелетиями ожидали целые поколения людей. Особенно напряженно ожидали этого великого события лучшие представители избранного народа Божия, ветхозаветные праотцы, пророки и все праведники. Но ожидали его и мудрейшие из язычников, которые, видя все сгущавшийся над человечеством нравственный мрак, неоднократно во всеуслышание заявляли, что дальше так жить нельзя, что нет спасения человечеству, если только Сам Бог не сойдет на землю и не научит людей, как они должны жить, чтобы избежать неминуемо надвигающейся на них гибели.
И вот, наконец, эти ожидания исполнились. Совершилось «велие и преславное чудо», совершилась«велия благочестия тайна – Бог явися во плоти» (Тим. 3, 16): от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии, в малом граде Давидове Вифлееме, в убогом вертепе родился и в яслех безсловесных возлег«Отроча младо – превечный Бог».
Небесные лики Святых Ангелов первые прославили это дивное Таинство – явление на земле Бога во плоти – пением несказанно-прекрасной и неслыханной дотоле людьми песни:
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Луки 2, 14).
Смиренные пастыри первые удостоились услышать от явившегося им Ангела радостную весть о Рождестве Спасителя мiра, и первые же сподобились великой чести, войдя в убогий вертеп, поклониться Ему. А за ними и ученые мудрецы Востока, водимые таинственной звездой, сподобились той же великой радости, принеся драгоценные дары Рождшемуся, как Богу, Царю и Человеку.
Почти две тысячи лет прошло с тех пор. Искупленное Христом-Спасителем человечество, в основанной Им на земле Церкви, не переставало, в лице лучших своих представителей, приносить Ему жертвы хвалы и благодарения, как некогда волхвы свои дары, непрестанно воспевая славу в вышних Богу и проповедуя на земли мир и в человецех благоволение. Целые сонмы святых угодников Божиих выделило оно из своей среды, как жертву, благоугодную Богови, как живые образцы истинно-христианской жизни и как воодушевляющие примеры для всех, кто бы желал идти путем евангельских заповедей – путем спасения.
Но и враг человеческого спасения диавол, власть которого была попрана, не оставался бездейственными. В промыслительных видах Божиих, от него не была еще отнята возможностьискушать и прельщать, и он эту возможность широко использовал. Он никогда не переставал сеять зло, безнадежно пытаясь, в своей слепой злобе, разрушить дело Христово на земле. Или хотя бы сделать его безплодным для людей.
Вот почему большая ошибка видеть и искать в христианстве, пока мы еще живем на земле, одних лишь радостей и представлять себе христианство в виде какого-то безпечного, «розового» прекраснодушия. Совершенно противна истинному христианству мечта о том, будто возможно видимое, осязательное осуществление Царствия Божия еще здесь, на этой грешной земле, которая, как это ясно учит Слово Божие, «сберегается огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петр. 3, 7). Эта «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 10), а мы, христиане, по обетованию Божию, как учит нас св. Апостол, должны «ожидать новаго неба и новой земли, на которых будет обитать правда» (2 Петр. 3, 13).
«В мiре скорбни будете» – ясно предрек Своим ученикам и последователям Сам Господь Иисус Христос (Иоан. 16, 33), и этого мы никогда не должны забывать, даже переживая, по милости Божией, самые большие радости, если только мы хотим оставаться истинными христианами.
Да это и понятно!
Ведь истинное христианство есть борьба – борьба не на жизнь, а на смерть с врагом нашего спасения, не перестающим искушать и прельщать нас.
А во всякой борьбе всегда неизбежны скорби.
Кто в своей земной жизни избегает этой борьбы, боясь скорбей и ища лишь одних утех и радостей, тот вовсе не христианин.
А о том, что в этой земной жизни даже самые большие радости неотделимы от скорбей, об этом ярко свидетельствует нам столь радостное для нас – для всего человечества великое событие Рождества Христова. Даже и оно, это величайшее и радостнейшее событие, было все же, как бы в назидание всем нам, сопряжено со скорбью и притом – с какой великой скорбью!
Об этой скорби так образно говорит евангельское чтение второго дня праздника Рождества Христова:«Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Матф. 2, 18).
Четырнадцать тысяч невинных младенцев, убиенных за Христа неистовым царем Иродом, – вот какой страшной скорбью для их матерей сопровождалась великая радость рождения в мiр воплотившегося, нас ради человек и нашего ради спасения, Сына Божия!
Разве это не самый разительный урок для нас!
Разве это не постоянное яркое напоминание нам о том, что в этом лишь временно-существующем и во зле лежащем грешном мiре не может быть радости без скорби и это поэтому безразсудно искать здесьполного освобождения от скорбей и мечтать об устроении какой-то тихой, безмятежной жизни – «земного рая», или «Царствия Божия на земле». Тем более, конечно, безумно воображать, что этого люди могут достигнуть сами, одними своими собственными силами – без веры в Бога, без послушания истинной Церкви, без содействия благодати Божией. Мы уже не раз видели, к чему на практике приводили такие попытки. Достаточно страшного примера одной только нашей несчастной Родины-России.
Особенно теперь, в наше страшное время, безумно, вопреки всякой очевидности и здравому смыслу, не говоря уже о явном противоречии таких мыслей учению Церкви, мечтать об этом.
«Не приидет Царствие Божие с соблюдением», то есть: приметным для всех образом, «ниже рекут: се, зде, или: онде», то есть и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. «Се бо Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17, 20-21) – так ясно учил о Царствии Божием спрошенный об этом фарисеями Сам Господь Иисус Христос.
О каком же осуществлении Царствия Божия «на земле» можно после этого говорить?!
И это сейчас – когда одна часть человечества, не приявшая доселе Христа и Его благовествования, беснуется, помышляя только о земном – о достижении своего чисто-земного, эгоистически-корыстного благополучия, а другая – отступившая от Христа и Его истинного учения, или открыто гонит Его, или, лукаво и лицемерно прикрываясь Его Именем, стремится к уничтожению Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Им созданной.
Разве об истинном единении всех во Христе в лоне Его истинной Церкви помышляет ставшее таким «модным» в нише время так называемое «экуменическое движение»? или замышляемая его сторонниками «федерация церквей»? или «вселенский собор» папы Иоанна ХХIII? Или богоборческая советская власть, стремящаяся сделать своего ставленника «вселенским патриархом»
Конечно нет!
Все силы «мiра сего» готовы в настоящее время объединиться, искусно вдохновляемые «князем мiра сего» диаволом (Иоан. 12, 31), для того, чтобы попытаться уничтожить основанную Христом-Спасителем Его Истинную Церковь, как в самом начале христианской истории орудие диавола – злобный царь Ирод пытался уничтожить пришедшего в мiр Спасителя мiра. С той только разницей, что теперь этих «иродов» очень много, и все они имеют самый различный внешний вид и облик, принадлежа к разным слоям современного человеческого общества и занимая в нем самое разнообразное положение, вплоть до высоких государственных постов и высших иерархических степеней в различных вероисповеданиях.
Нужно быть совершенно слепым, чтобы не видеть того похода, который ведется в последнее время (особенно со времени падения нашей исторической Православной России) с такой исключительной напряженностью во всем мiре против истинной веры и Церкви – даже, в так называемых «христианских» странах, или странах так называемого «свободного мiра».
Почти все христианские праздники уже уничтожены и заменены праздниками «гражданскими». Величайший святой христианской Церкви, который должен был бы служить для всех примером подражания ему в подвигах христианской добродетельной жизни, св. Николай Чудотворец, Архиепископ Мирликийский, обращен в какого-то фантастического старика, служащего потехой для детей. Пасха Господня, совпадающая всегда с воскресным днем, давно уже сведена «на нет» (кто же из современных «культурных» людей может серьезно верить в воскресение из мертвых!). Из другого величайшего христианского праздника Рождества Христова, внешнее, наружное празднование которого еще сохранилось, искусно вынуто его содержание, и он сделан интерконфессиональным «сезонным праздником». Газеты и журналы, издаваемые в миллионах экземпляров и распространяемые по всем пяти частям света, усиленно доказывают, что этот «сезонный праздник» не имеет никакой связи с рождением Христа и что он праздновался еще за несколько тысяч лет до Рождества Христова.
С кем же мы в этой борьбе против Истинной Веры и Церкви?
Это отнюдь не праздный, а чрезвычайной важности вопрос.
Ибо «дние лукави суть» и, воображая, что мы с Церковью, мы незаметным для нас самих образом легко можем очутиться в стане ведущих борьбу против нее. Ведь современные «ироды» в настоящее время располагают всеми необходимыми для того средствами, чтобы пленить наше воображение и духовно поработить нас, – и наружным блеском, великолепием и пышностью, и головокружительной славой, честью и почетом, и внешней стройной организацией, мощью и силою, и, особенно, притягательной силой богатства – деньгами, которые многим бедным сынам Адама кружат головы и легко делают их слепыми рабами «области тьмы», – так что они, видя, не видят, и, слыша, не слышат, и сердцем не разумеют.
В наше, злокозненное время, когда почти вся власть в этом мiре и, едва ли не полностью, все материальные богатства перешли в обладание богоборческих сил, воюющих против истинной веры и Церкви, более, чем когда-либо в прошлом, необходимо помнить, что не в славных царских чертогах, не среди богатства, почета и роскоши родился Спаситель мiра – Христос, а в убогом вертепе – в «последней нищете», положенный в скотиих яслях, «в нихже просия Божества Его богатство».
Будем и мы всем сердцем искать не земной роскоши, почета и славы – не земного богатства, а «богатства Его Божества» – Его Божественной славы.
Тогда только сможем мы избежать, подражая Ему в смирении, всех сетей вражиих, повсюду раскинутых теперь на земле, так широко, как никогда прежде.
И не будем бояться неизбежно ожидающих нас тогда скорбей, ибо Он, сказавший: «в мiре скорбни будете», сказал также: «но дерзайте, яко Аз победих мiр» (Иоан. 16, 33).
«С нами Бог, разумейте языцы – все возстающие против истинной веры и Церкви, – и покаряйтеся, яко с нами Бог…»
Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, яко с нами Бог…
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь, яко с нами Бог…
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог…»
Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия» Слова и речи Том 1 (1951-1960 г.г.), Типография прп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвиль, 1975 г.