Электронный паспорт с биометрическими данными
О.А. Яковлева. С декабря 2014 года в «Союз православных юристов» поступают звонки граждан, обеспокоенных сообщением некоторых СМИ «о прекращении с 1 января 2015 года действия паспорта СССР со ссылкой на проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»».
Два законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации».
Сроки действия паспорта СССР
С декабря 2014 года в «Союз православных юристов» поступают звонки граждан, обеспокоенных сообщением некоторых СМИ «о прекращении с 1 января 2015 года действия паспорта СССР со ссылкой на проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»».
Проблема внесения законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» гораздо шире, она затрагивает права и интересы каждого гражданина России и мы, граждане должны знать, какие изменения нашей жизни готовятся законодателями.
Для ответа на вопрос о сроках действия паспорта СССР необходимо проанализировать конкретные положения законопроекта.
Существует два варианта законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», пока ни один из проектов не внесен в Государственную Думу.
Проанализируем оба законопроекта об основном документе гражданина РФ.
Проект «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» от 28.01.2013 г., http://www.rg.ru/2013/01/29/elektr-pasport-site-dok.html.
Этот проект был опубликован в электронной версии «Российской газеты» и действительно предусматривал прекращение действия паспорта гражданина СССР с момента вступления в силу указанного закона:
«Статья 15. Переходный период
1. Установить, что после вступления в силу настоящего Федерального закона паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, до его замены на электронную карту сохраняет юридическую силу и признается действительным до 1 января 2025 года.
2. После вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные органы продолжают осуществлять выдачу паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ до 1 января 2025 года.
3. Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается недействительным».
После опубликования законопроекта тысячи граждан направляли обращения о его отклонении.
«Союзом православных юристов» совместно с другими общественными объединениями подготовлено отрицательное Заключение общественной экспертизы на законопроект «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» от 28.01.2013г. (http://rodinaprav.info/index.php/sotsialno-znachimye-zakonoproekty/96-zaklyuchenie-obshchestvennoj-ekspertizy-po-proektu-fz-ob-osnovnom-dokumente-udostoveryayushchem-lichnost-grazhdanina-rossijskoj-federatsii), раздел «Социально значимые законопроекты»).
В Заключении общественной экспертизы, в числе других, затронута и проблема прекращения действия паспорта СССР.
Выдержки из Заключения общественной экспертизы:
«… В статье 15 законопроекта говорится о прекращении действия паспорта гражданина СССР с 1 января 2015 года.
Поэтому после вступления в силу закона об электронном паспорте сотни тысяч граждан будут вынуждены проживать вообще без документа, удостоверяющего личность, что лишит их всех прав.
Таким образом, проектом закона не учтены интересы значительного числа российских граждан.
Законопроект разоблачает незаконные действия государственных ведомств, многие годы нарушающих права граждан, проживающих с паспортами СССР. Этим людям не выдают пенсии, пособия, отказывают в медицинской помощи, праве распоряжения своей собственностью, других правах по причине «недействительности паспорта СССР». Однако из проекта закона ФМС РФ ясно, что до вступления в силу законопроекта (предположительно 1 января 2015 года) паспорт СССР является действительным документом.
Многолетние нарушения прав этих граждан носят дискриминационный характер…
Для обеспечения конституционных прав сотен тысяч граждан России необходимо законодательно закрепить вариант основного документа традиционной формы без идентификаторов, личных кодов, микрочипов и других средств автоматической идентификации личности, биометрии. Об этом годами тысячи граждан направляют обращения в органы власти.
Пример правового решения этого вопроса показывает Молдавия, где для православных верующих выпущен основной документ традиционной формы.
В законопроекте, разработанном ФМС РФ, никакого варианта традиционного паспорта не предусмотрено».
Эксперты пришли к выводам о недопустимости принятия законопроекта.
Выводы Заключения общественной экспертизы:
Проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» носит ярко выраженный антиконституционный характер, является одним из способов подавления свободы человека, ограничения всех его конституционных прав, включая право на социальную защиту государства, медицинскую помощь, личную неприкосновенность, право жить в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями. Концепция законопроекта и его конкретные положения нарушают основополагающие нормы российской Конституции, закрепленные статьями 21, 22, 23, 24, 28, 29, 35, 38, 39, 41, 43, 51, 55. В случае принятия данного законопроекта будет создана угроза национальной безопасности Российской Федерации и всех ее граждан. Принятие данного законопроекта является недопустимым. 4 марта 2013 года
Заключение экспертизы подписали известные юристы и видные общественные деятели: О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», В.П. Филимонов, писатель-агиограф, академик Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, О.В. Леткова, руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник Российской Федерации I класса, В.Ю. Катасонов, профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, Т.Л. Шишова, член правления Российского детского фонда, член «Союза писателей России», И.Я. Медведева, член правления Российского детского фонда, директор Института демографической безопасности, член Союза писателей России, член Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС,) К.В. Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук и другие (http://rodinaprav.info/index.php/sotsialno-znachimye-zakonoproekty/96-zaklyuchenie-obshchestvennoj-ekspertizy-po-proektu-fz-ob-osnovnom-dokumente-udostoveryayushchem-lichnost-grazhdanina-rossijskoj-federatsii, раздел «Социально значимые законопроекты»).
Заключение экспертизы направлено в органы государственной власти.
Русская Православная Церковь в своих переговорах с властью защищает интересы верующих, заявляет о недопустимости принуждения и ставит вопрос о необходимости сохранения традиционных документов для граждан, не желающих использовать новые технологии.
Результатом активных совместных правовых действий стало появление другого варианта законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» от 2 октября 2013 года,
http://regulation.gov.ru/project/7312.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4304
К сожалению, и этот вариант законопроекта сохраняет ту же антиконституционную концепцию, предусматривающую выдачу гражданам России документа, удостоверяющего личность в виде электронной карты.
В качестве компромисса для верующих предусмотрено продление действия паспорта СССР до 2030 года:
«Статья 16. Переходный период
- 1. Установить, что после вступления в силу настоящего Федерального закона:
1) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, сохраняет юридическую силу в течение срока его действия до замены на удостоверение личности;
2) действительный паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, сохраняет юридическую силу до 1 января 2030 года;
3) до 1 января 2019 года обязанность иметь удостоверение личности не распространяется на граждан, не достигших 14-летнего возраста, и выдача удостоверений личности таким гражданам осуществляется по желанию их законных представителей.
2. После вступления в силу настоящего Федерального закона выдача паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, прекращается».
3. Гражданин не вправе иметь в качестве документа, удостоверяющего его личность, одновременно удостоверение личности и паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина на территории Российской Федерации или действительный паспорт гражданина СССР образца 1974 года.
В статье 16 сказано: «действительный паспорт гражданина СССР сохраняет юридическую силу до 1 января 2030 года», из этого положения прямо следует, что этот паспорт имеет юридическую силу и действителен в настоящее время. Законопроект лишь продлевает срок действия этого документа.
Однако и здесь не обошлось без уловок, нарушающих права граждан, живущих с паспортами СССР. Уловка заключается в одном слове – ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ.
На практике это означает, что продлевается действие паспортов, в которые вклеены фотографии в возрасте 45-ти лет. Гражданам хорошо известно, что паспорта СССР принимаются различными ведомствами и организациями только при наличии вклеенной фотографии в возрасте 45-ти лет. А ведь именно инициатору законопроекта ФМС РФ хорошо известно, что тысячам граждан той же ФМС РФ незаконно отказано во вклеивании фотографии в действительный паспорт СССР. Эта уловка сразу отсекает от нормальной жизни огромное количество верующих с паспортами СССР, лишает их возможности иметь документ, удостоверяющий личность.
Следствием уловки станет продолжение дискриминации: отказы в выплате пенсий, пособий, медицинской помощи, покупке билетов, распоряжении своей собственностью – тех граждан, у которых не вклеена фотография, поскольку в соответствии с законопроектом действие этих паспортов не продлевается. Это жесткий способ заставить граждан, имеющих паспорт СССР с невклеенной фотографией, получить электронное удостоверение личности.
Ни один из указанных выше законопроектов не внесен в Государственную Думу, поэтому в настоящее время говорить о сроках прекращения действия паспорта СССР невозможно.
Паспорт СССР остается действительным.
Незаконные действия любых ведомств, нарушающих права граждан имеющих такие паспорта, нужно обжаловать.
Сроки действия паспорта гражданина РФ
Законопроект от 28.01.2013 г. предусматривал продолжение выпуска паспорта гражданина РФ до 2025 г., что давало человек альтернативу – получать паспорт на бумажном носителе или электронную карту. Последний проект (от 2 октября 2013 г.) лишает граждан альтернативы.
В соответствии с законопроектом от 2 октября 2013 года с момента вступления закона в силу выпуск паспортов гражданина РФ прекращается.
Верующим с паспортами СССР наглядно показывают бесчеловечность строящегося информационного общества.
Не желали получать по религиозным убеждениям паспорт гражданина РФ – получите электронную карту, других вариантов нет!
С человеческой точки зрения такой прием является изощренной жестокостью к этим гражданам, в своем большинстве пожилым, больным людям, многие из которых – инвалиды или глубокие старики.
В жесткие условия обязательности получения электронного удостоверения личности попадает и все молодое поколение.
В случае принятия этого законопроекта паспорт гражданина РФ будет использоваться только теми гражданами, у которых он уже имеется, все остальные, начиная с 14-ти лет, обязаны иметь электронное удостоверение личности. У молодого человека не будет никакого выбора.
Лишаются альтернативы и граждане, у которых паспорт гражданина РФ подлежит замене, граждане, потерявшие паспорт гражданина РФ или утратившие его.
В связи с прекращением выпуска паспортов гражданина РФ их владельцы при достижении возраста 20-ти, 45-ти лет смогут получить только электронное удостоверение личности.
В такое же положение попадают люди, потерявшие паспорт, утратившие его вследствие пожара, кражи, других непредвиденных обстоятельств.
Замена паспорта в случаях регистрации брака и замены фамилии тоже влечет за собой получение электронного документа, удостоверяющего личность, вместо паспорта гражданина РФ.
Таким образом, круг обладателей паспорта гражданина РФ с каждым годом будет сужаться. В идеале хозяева рынка электронных услуг хотели бы как можно скорее действительные паспорта гражданина РФ поставить вне закона, как это проделано с паспортами СССР. С увеличением технических возможностей «модернизаторы», они же владельцы информационных систем, будут создавать все больше трудностей для граждан с паспортами гражданина РФ и все больше льгот и возможностей для владельцев электронных карт. Может начаться новый круг испытаний для огромного количества граждан, желающих сохранить традиционный документ. Таким документом будет паспорт гражданина РФ.
Антиконституционная концепция двух вариантов законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»
Концепция обоих законопроектов ФМС РФ фактически идентична. Главная задача – выдача всем гражданам России электронного удостоверения личности. Различаются проекты лишь деталями.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» от 2 октября 2013 года с полной откровенностью раскрывает сущность нововведений:
«…Предлагаемым законопроектом вводятся положения, согласно которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, будет являться удостоверение личности, содержащее визуальные и электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные.
…Необходимость введения удостоверения личности взамен паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обусловлена, прежде всего, повышением качества обслуживания граждан, доступности и сокращением потерь времени при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг населению, а также повышением защищенности документа от подделки.
Кроме того, существенным является, что удостоверение личности будет выдаваться всем гражданам Российской Федерации, начиная с рождения...»
Любой здравомыслящий человек видит, что электронные удостоверения личности – это не «повышение качества жизни граждан», а обязательное условие предоставления гражданам электронных услуг, электронный носитель всей информации о человеке, включая биометрические данные, электронный способ контроля всех действий человека со дня его рождения.
В Заключении общественной экспертизы от 4 марта 2013 года на проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» анализируются причины введения электронного удостоверения личности, опасность в современной ситуации такого эксперимента и показывается антиконституционность концепции законопроекта (http://rodinaprav.info/index.php/sotsialno-znachimye-zakonoproekty/96-zaklyuchenie-obshchestvennoj-ekspertizy-po-proektu-fz-ob-osnovnom-dokumente-udostoveryayushchem-lichnost-grazhdanina-rossijskoj-federatsii).
Поспешное появление законопроекта об электронном удостоверении личности показывает, что введение в России универсальной электронной карты провалилось, но намерение власти выдать гражданам электронный документ, содержащий всю информацию о человеке и его жизни, осталось неизменным. Новый вариант универсальной электронной карты по-прежнему предназначен для осуществления доступа человека к государственным и иным услугам.
В отличие от универсальной электронной карты от паспорта отказаться невозможно.
В соответствии с законопроектами паспорт, оформленный в виде электронной идентификационной карты, является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в информационных системах.
В отличии от УЭК электронное удостоверение личности содержит биометрические персональные данные, зафиксированные в электронной и визуальной формах, и позволяющие идентифицировать личность его владельца.
Законопроекты предусматривают получение электронной карты с биометрическими данными всеми гражданами России, достигшими 14-летнего возраста.
В случае принятия закона удостоверять личность человека, а вернее идентифицировать его как объект, будут по биометрическим данным.
В текстах обоих законопроектов нет конкретного перечня биометрических данных, которые будут включены в электронном виде в карту (электронное удостоверение личности) и в информационные системы.
Это позволяет требовать при получении электронного паспорта фактически в принудительном порядке любых биометрических данных человека, в том числе и геномной информации.
В законопроектах сказано, что исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в электронной карте, определяет Правительство РФ. А это уже стадия реализации закона, на которой перечень биометрических данных будет определяться ведомствами Правительства. Такой приём выводит из процесса принятия этого решения не только граждан России, но и депутатов Государственной Думы, Федеральное Собрание и даже Президента РФ, подписывающего закон.
Соответствующие ведомства свою позицию не скрывают.
Намерения ввести биометрическую идентификацию граждан, включая геномную, открыто и чётко сформулированы в СМИ Председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным. Он предлагает создать не только общий для страны дактилоскопический банк данных, но и ввести в России геномную регистрацию[1].
Электронное удостоверение личности уравнивает всех граждан России с уголовными преступниками, лицами подлежащими депортации, беженцами и лицами без гражданства.
В случае принятия предлагаемого законопроекта любой человек, не совершивший преступления и не подозреваемый в совершении преступления, попадает в положение преступника или подозреваемого в совершении преступления. Одновременно граждан России приравнивают к беженцам, лицам без гражданства и людям, подлежащим депортации.
В настоящее время в соответствии с ФЗ-№152 «О персональных данных» биометрические данные для установления личности обрабатываются только при наличии письменного согласия человека.
Без согласия человека обработка биометрических персональных данных возможна в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии (согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан, а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве, которые подлежат депортации из другого государства), в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С этого времени проездной документ беженца и вид на жительство лиц без гражданства содержат электронный носитель персональных данных, в том числе биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).
В пояснительной записке к законопроекту, вводившему эти правила, было откровенно сказано, что при их разработке учитывались нормативные документы государств Европейского сообщества, регламентирующие порядок и объемы получения биометрических идентификаторов, а также устанавливающие возраст лица, по достижении которого подлежат фиксации особенности папиллярных узоров пальцев его рук.
Вначале опыт Европейского сообщества и его нормативные документы были применены к негражданам России, а затем эксперимент продолжен уже над всем населением нашей страны.
Единая электронная база данных на всех граждан России и электронные документы – подарок стратегическим противникам России
Огромную опасность для каждого человека, получившего электронный паспорт, представляет включение всех его персональных данных в реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Это предусмотрено в обоих законопроектах. Указанный реестр будет содержать всю информацию о человеке, включая биометрические данные.
Законопроекты подвергают риску безопасность всех граждан России и создают угрозу национальной безопасности. Реестр в концентрированной электронной и фактически общедоступной форме будет содержать всю информацию о населении России в целом, в том числе, и о военнослужащих. Такая электронная информация делает возможным любые преступные, в том числе и диверсионные, действия по отношению ко всему населению страны. Создается реальная угроза национальной безопасности.
Предлагаемые законопроекты «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» разработаны в полном соответствии с требованиями международных документов, требующих от России и других стран полной открытости информации на всех уровнях государственного управления.
Становится очевидным, что главная цель выдачи электронных документов и создания единого реестра документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации – прозрачность деятельности всех органов власти и жизни всех граждан для внешних наднациональных структур, «доступ к государственной информации и государственным службам в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств».
Такие обязательства без согласия граждан нашей страны уже даны от имени России в международных документах [2].
Очень настораживает проект Указа Президента Российской Федерации «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения», в котором предлагается внедрить в порядке эксперимента электронные документы с биометрическими данными, а следовательно создать электронный Реестр этих документов, в Крыму, г. Севастополе, Краснодарском крае и Ростовской области. Это регионы, где могут быть спровоцированы военные конфликты и где требуются повышенные меры безопасности не только военные, но и информационные.
В современной политической обстановке введение электронного учета персональных данных, создание электронных баз данных на все население России, введение электронных документов с биометрическими данными – это создание наиболее благоприятных условий для любых враждебных действий по отношению к нашей стране и всем ее гражданам.
Выбор для экспериментального внедрения электронных удостоверений Крыма, г. Севастополя и приграничных регионов (Краснодарского края и Ростовской области) еще более укрепляет это мнение.
Подробно об эксперименте – в статье «Модернизация или подготовка к капитуляции», http://rodinaprav.info/index.php/inn-uek-snils/175-modernisacia, газета «Русский вестник» (№19 (907), №20 (908) 2014 год), газета «Православный крест» (№18 (114) от 15 сентября 2014, №19 (115) от 1 октября 2014), газета «Дари добро» (№4 (10) сентябрь 2014 года).
Правовая база «модернизации»
Вторая цель электронного учета – это создание рынка электронных услуг и биометрических данных. Она была обозначена в российских документах еще в период, когда об электронных документах и электронных услугах мы, простые граждане даже не слышали. А руководители страны того периода уже готовили правовую базу для финансирования и технического оснащения нового рынка. Еще 28 мая 1999 г. заблаговременно принята «Концепция формирования информационного общества в России №32». В этом документе с полной откровенностью раскрывается стратегия создания рынка электронных услуг:
«На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берёт на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка.
При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг…»[3]
Все эти годы готовилась техническая база, создавались информационные системы и центры, закупалось иностранное оборудование. Это был так называемый «начальный этап создания информационно-коммуникационных систем». Государство, а вернее мы с вами брали на себя основные расходы по созданию рынка электронных услуг. На бюджетные средства, составляющие миллиарды руб., создавались условия этого рынка.
На рынке мы будем эти услуги покупать и оплачивать в обязательном порядке на основании наших российских федеральных законов, которые принимались без всенародного обсуждения и нашего согласия.
«Три кита», на которых базируется законодательство по «модернизации» и созданию нового рынка – это Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», ФЗ-№152 «О персональных данных», ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Эти законы ввели в нашей стране обязательный электронный, автоматизированный способ учета персональных данных, демонтировали конституционные права граждан в основных сферах жизни (образование, здравоохранение, трудовые, пенсионные правоотношения), превратив их в платные электронные услуги.
«Три кита» загоняют гражданина в жесткие условия информационного общества, в котором нет места традиционным правовым и человеческим отношениям гражданина с собственным государством. В информационном обществе все продается и все покупается, да еще в электронной форме. Хозяева рынка – это владельцы информационных систем, покупатели – это мы, граждане, выкупающие свои конституционные права у коммерческих структур и собственного государства.
Правовая база рынка электронных услуг готова, технические системы созданы. Наступил этап, на котором государство уже пытается «уйти с рынка», передав своих граждан коммерческим структурам, для получения «значительных финансовых ресурсов от населения в виде оплаты информационных и коммуникационных услуг».
Рынок конституционных прав, трансформированных в платные услуги, должен приносить большой доход.
При чем тут улучшение жизни граждан, о котором твердят «модернизаторы», буквально зомбируя граждан во всех средствах массовой информации? Граждане уже выплачивают непомерные и неадекватно большие суммы за услуги ЖКХ, оплачивают многие медицинские и другие услуги. Государство постепенно отказывается от своих конституционных полномочий по обеспечению основополагающих прав граждан, а нам предлагаются новые финансовые тяготы[4].
Электронные услуги не нужны и непосильны по оплате 90% граждан России.
Разве для граждан России в настоящее время является первой необходимостью перевод обычных житейских дел в обязательную электронную форму?
Граждан волнуют другие вопросы: размеры пенсий и заработной платы, ветхое и даже аварийное состояние жилищного фонда, отсутствие нормальных дорог в сельской местности и как следствие – ликвидация больниц и школ в деревнях и селах.
Эти насущные для людей проблемы требуют скорейшего решения и огромных финансовых затрат. Правительство вместо этого без согласия граждан выделяет миллиарды бюджетных денег на создание информационных систем и выпуск электронных документов.
Непонятно до каких пор наша страна будет бездумно выполнять опасные и вредные договоры и другие международные обязательства перед наднациональными структурами в ущерб национальной безопасности, нашей экономике и интересам собственного народа?
Правовые действия граждан
Информационное общество, управляемое электронным правительством посредством электронных баз персональных данных и электронных документов, существующее по законам рынка, строилось много лет. Чтобы реализовать незаметный переход в новую концепцию отношений государства и гражданина – менялось российское законодательство. «Три кита» в законодательстве по построению информационного общества придают лишь видимость законности проводимых преобразований «по улучшению качества жизни граждан». В реальности – это демонтаж Конституции РФ и суверенитета страны под руководством наднациональных органов власти. Пока в России будут действовать международные договоры и другие документы, принятые в их исполнение федеральные законы, «модернизация» будет продолжаться, проекты по построению информационного общества с электронным правительством и электронным населением будут финансироваться и развиваться. Прекращение этого деструктивного для страны и народа России процесса возможно только правовым путем.
Реализуя конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства, гарантированное статьей 32 российской Конституции, «Союз православных юристов», Движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов», другие общественные организации и тысячи граждан направляют обращения о денонсации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и признании утратившими силу ФЗ-№152 «О персональных данных» и ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Несмотря на усилия православной общественности и твердую позицию Русской Православной Церкви, предупреждающей об опасности новых технологий учета персональных данных, пока результатом являются лишь небольшие уступки в виде «обсуждения возможности сохранения традиционной системы для граждан, не желающих по религиозным убеждениям использовать новые технологии учета». Причем никаких изменений законодательства не происходит. В лучшем случае позиция власти выражается в письмах и ответах Государственно-правового управления Президента РФ, Брычевой Л.И. Однако эти ответы не имеют правового значения даже при разрешении проблемы конкретного человека, и тем более не влияют на ситуацию в целом. Модернизаторам очень выгодно рассматривать проблему непринятия электронных документов и способов учета в аспекте прав верующих. При активности православных граждан даже могут быть допущены небольшие уступки и в законодательстве.
Но нужно понимать, что строящееся информационное общество затрагивает права и интересы не только верующих, но и всех граждан нашей страны. Модернизация осуществляется с использованием иностранного оборудования и иностранной элементной базы, иностранного программного обеспечения и при использовании западных операционных систем и систем управления базами данных, при иностранном финансировании, патронаже и техническом руководстве. Это ставит под угрозу информационную безопасность России и каждого ее гражданина. Авральная модернизация в сфере государственного управления и обеспечения электронного способа взаимодействия органов власти и граждан чревата непредсказуемыми негативными последствиями для России и ее народа.
Необходимо освобождаться от кабальных обязательств перед наднациональными структурами и менять российское законодательство.
Это хорошо понимает Президент РФ. Он совершенно справедливо считает, что международные договоры и обязательства, подрывающие нашу национальную безопасность, могут быть расторгнуты. Об этом говорится в публикации «Путин не исключил выхода России из международных договоров»[5]. Можно не сомневаться, что народ России позицию Президента поддерживает.
В соответствии со статьей 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в Российской Федерации и осуществляет свою власть непосредственно или через своих представителей. Будущее нашей страны зависит от всех граждан России.
В сложившейся ситуации, действуя в соответствии с конституционными гарантиями, все граждане имеют право требовать денонсации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и признания утратившими силу ФЗ-№152 и ФЗ-№210, нарушающих их конституционные права и создающих угрозу информационной безопасности России.
14 января 2015 года
О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов»,
адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Почётный адвокат России,
эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
Сайт «Союз православных юристов»,
http://rodinaprav.info/index.php/inn-uek-snils/191-elektronnyj-pasport-s-biometricheskimi-dannymi
Обращение о денонсации Конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и признании утратившими силу ФЗ-№152 и ФЗ-№210 в разделе «Образцы документов» на сайте http://rodinaprav.info – http://rodinaprav.info/index.php/obraztsy-dokumentov/158-obrashchenie-o-denonsatsii-konventsii-soveta-evropy)
[1] http://www.rg.ru/2010/03/18/bastrykin.html
[2] WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R 12 декабря 2003 года, WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R 15 ноября 2005 года
[3] Концепция формирования информационного общества в России URL : http://www.iis.ru/library/riss/
[4] Подробно – в книге О.А. Яковлевой «Новые технологии и права человека». – Рязань: Зерна-Слово, 2012, 208 с.
[5] http://news.mail.ru/politics/19200053/?frommail=1, 14 августа 2014, Политика, «ПРАЙМ»