Екатерина Добренькова: Российская пропаганда превратилась в политическую пиар-акцию
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные исследования изучения отношения россиян к пропаганде. Понятие «пропаганда» для россиян несет в себе в первую очередь негатив: 15% определяют его как навязывание своего мнения, 8% – как ложь, еще у 10% в целом негативные ассоциации. Вместе с тем много и нейтральных или однозначно не определяемых высказываний: агитация (7%), обнародование информации (7%), инструмент политического воздействия (7%) и др. Упоминание о пропаганде вызывает чувство недоверия (35%) и антипатии (24%). Более половины опрошенных (56%) говорят, что пропаганда как таковая вредит обществу.
Сам по себе термин, явно вызывающий неприязнь, в сочетании с социально одобряемыми понятиями перестает восприниматься негативно. Так, подавляющее большинство респондентов считает, что можно пропагандировать (распространять информацию) здоровый образ жизни (96%), призывы к соблюдению ПДД (97%), к благотворительности (94%), мировые (93%) и отечественные (92%) научные достижения и т.д. Основными акторами пропаганды граждане видят государство (45% считают, что именно оно может что-либо пропагандировать) и общественные организации (35%).
Итоги опроса проанализировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Пропаганда часто ассоциируется с навязчивой рекламой идей, продуктов и т.д. Опрос показывает, что большая часть населения права. Люди негативно реагируют на открытое и наглое навязывание идей через средства массовой информации. Точечные информативные блоки не вызывали бы столь протестной реакции и отторжения народа. В нашей стране еще много образованных и мыслящих людей, воспитанных в Советском Союзе, которым трудно что-то навязать.
В большей части стран открыто или скрыто пропагандируются через информационное пространство определенные идеи и посылы, преследующие государственные интересы и национальные ценности. Например, американцам не чужда пропаганда – они искренне верят в исключительность своей страны и всемогущество правительства.
Мне кажется, что мы переняли пропагандистский опыт американцев. Мы скопировали не только экономический образ жизни, но и пытаемся адаптировать русское мышление под «американскую мечту». Но в России американские ценности вызывают отторжение, ибо мы являемся носителями иной традиции – наш народ остро чувствует ложь и фальш. Нас тяжело просто так обмануть.
Каждый день на телевидении одни и те же лица обсуждают одно и то же, переливают из пустого в порожнее, доказывая свою правоту в непрекращающихся политических передачах, что вызывает раздражение и отторжение. Все хорошо в меру. На телевидении даже не пытаются создать иллюзию демократии. И кому нужна подобная пропаганда?!
В Советском Союзе самой лучшей пропагандой было советское кино. С какой душевной теплотой и любовью снимали фильмы, а зрители стояли в огромных очередях в кинотеатры. Помимо кино проводились разнообразные творческие мероприятия. Через культуру в людях воспитывали нравственность, патриотизм и любовь к Родине. А ныне пропаганда действует через политику. К сожалению, в правительстве забыли, что, кроме политики, существует множество иных идей, которые сплачивают народ. Российская пропаганда превратилась в политическую пиар-акцию!
Источник http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/28/rossijskaya_propaganda_prevratilas_v_politicheskuyu_piarakciyu/
(Просмотров за месяц: 286, за сегодня: 1)