Геннадий Баженов. Государственный праздник “братского” Кыргызстана – резня русского народа
7 ноября в Киргизии стало государственным праздником — «Днем истории и памяти предков». День Октябрьской революции в среднеазиатской стране будет отмечаться как кульминация многовековой борьбы киргизов за право на национальное самоопределение. 7 и 8 ноября должны стать праздничными днями, когда жители страны будут отдавать дань памяти «жертвам восстания против Российской империи» в 1916 году, а также жертвам репрессий советского периода.
«Вслед за национально-освободительным восстанием 1916 года Октябрьская революция создала киргизскому народу предпосылки для возрождения собственной государственности, — говорится в указе, подписанном президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. По словам Атамбаева, за год до свержения Временного правительства в Петрограде среди киргизов остро назрело стремление к свободе и независимости. Кульминацией этих национально-освободительных стремлений стало вооруженное восстание против царской администрации, произошедшее в июле — сентябре 1916 года. «Жестокое подавление восстания царскими карателями, многочисленные случаи кровавой расправы над мирными жителями и их вынужденное бегство на чужбину поставило народ Кыргызстана на грань выживания. В 2016 году, отметив 100-летие национально-освободительного восстания, народ Кыргызстана исполнил священный долг перед памятью предков», — говорится в указе.
В документе Алмазбека Атамбаева вооруженные выступления киргизов против царской администрации предстают как восстание угнетенных народов Киргизии и Казахстана, стремившихся добиться своего исторического права на самоопределение. В киргизской историографии период вооруженных выступлений киргизов против царской власти в 1916 году именуется «Чон Үркүн» — в переводе с киргизского «Великий исход».
«Народ, имеющий трехтысячелетнюю историю, создавший в IX-Х веках Великий Киргизский каганат, сквозь столетия пронес идею государственности. Эта идея стала основой мировоззрения киргизов, составляет главное содержание эпоса „Манас“ и всего духовного наследия народа. Из поколения в поколение передавалась заветная мечта о независимости. „Үркүн“ закончился разгромом восставших и казнями руководителей вооруженных выступлений. Согласно архивным данным, самые драматичные события и наибольшие человеческие жертвы во время „Үркүна“ относятся к осеннему периоду 1916 года», — говорится в указе Атамбаева.
Исторические данные говорят, что в этот период — с октября по ноябрь 1916 года чрезвычайная российская военная администрация регулировала исполнение смертных приговоров зачинщикам мятежа. Как отмечает Атамбаев, более реальной катастрофой для киргизов стала массовая депортация из очагов восстания — Пишпекского (ныне Бишкекского) и Пржевальского (ныне Иссык-Кульского) районов Киргизии. Согласно распоряжению командующего российским гарнизоном в Туркестане генерала Алексея Куропаткина, к депортации приговаривалось более 100 тысяч киргизов.
«Остановить трагедию удалось благодаря вмешательству прогрессивных сил самой России, — говорится в указе Алмазбека Атамбаева. — Возглавляемая Александром Федоровичем Керенским комиссия депутатов Государственной Думы впервые открыто осудила преступления царских властей. А после Февральской революции 1917 года при Временном правительстве России были разработаны и начали осуществляться меры по возвращению беженцев на историческую родину. Затем эту работу продолжила Советская власть во главе с Владимиром Ильичом Лениным. В советский период киргизская государственность прошла несколько этапов развития. С созданием автономной области и автономной республики были определены территория и границы, учреждены институты и атрибуты государственности. Образование затем Киргизской ССР в статусе союзной республики в составе СССР стало определяющим фактором, открывшим дорогу к обретению в 1991 году независимости Киргизской Республики. Признание достижений этого периода сформировало в целом позитивное отношение народа Кыргызстана к Великой Октябрьской Социалистической революции».
Чем же было в истории Киргизии историческое событие лета-осени 1916 года, ныне известное в стране как «Восстание»? Архивные данные, в том числе и советского времени, показывают: на самом деле это был антирусский мятеж пантюркистской направленности, объявленный как восстание против царской администрации с целью создания в российском Туркестане мусульманского государства. Мятеж перерос в массовую резню.
Когда в прошлом году в Киргизии восстание 1916 года отмечали как национальный праздник, российский военный историк Андрей Ганин определил «праздничные события» как торжества в честь геноцида русских. В своей статье, опубликованной в «Российской газете» в июле 2016 года, Ганин представляет действия восставших против царской администрации тюрок как убийство каждого русского, который попадался восставшим на пути. «Первоначально киргизы уничтожали только сопротивлявшихся, однако вскоре стали уничтожать русских вообще. Свое выступление они воспринимали как священную войну против „кяфиров“ (неверных). Моральных ограничений не существовало». Был разорен Иссык-Кульский монастырь. Среди убитых — семь монахов и послушников. «Священник И. Роик был уведен в горы и убит за несогласие принять ислам, его жена и дочь изнасилованы. Дикая расправа произошла 13 августа с 9 до 11 часов утра с беззащитными учащимися Пржевальской сельскохозяйственной школы, подвергшейся нападению кочевников. Кроме служащих школы там собрались жители села Высокого; большинство из них было перебито самым жестоким образом, а часть молодых женщин и девушек уведена в плен. Были убиты управляющий школой, учителя, эконом и четыре ученика. Как сообщал свидетель И.А. Поцелуев, „мне рассказывали несколько случаев очевидцы, что дунгане девочек-подростков разрывали на две части, наступив на одну ногу, за другую тянут кверху, пока жертва не разделится на две половины“». В селе Иваницком был убит пржевальский участковый врач Левин, вырезана партия инженера Васильева, учителя и члены их семей. «Начальник Туркестанского управления земледелия и государственных имуществ телеграфировал министру 18 августа 1916 года: «Получены сведения гибели технической партии железной дороги или нашего министерства численностью сорок человек. По всем данным число жертв весьма значительно».
«Перед убийством своих жертв киргизами практиковались различные истязания — отрубание русским мужчинам половых органов, женщинам — грудей; отрезание ушей, выкалывание глаз», — пишет в своей статье Андрей Ганин.
Не менее красноречивы свидетельства священника Туркестанской епархии Евстафия Малаховского, служившего в годы мятежа в Лепсинском уезде Семиреченской области (ныне окрестности Алма-Аты). 10 августа 1916 года «киргизы одновременно (значит, у них был заговор) напали на беззащитные русские селения всего уезда, угнали скот, который был на пастбище (село Покровское потеряло около 15 тысяч голов скота), и начали избивать работавших на полях; в селе Преображенском, по словам местного священника, убито в поле около 200 человек. 11 августа они напали на селения, начали избивать жителей и жечь дома… В 9 часов утра 11 августа, когда киргизы от города были в 9 верстах, а дунгане (китайцы-мусульмане, поселившиеся в Туркестане с 1883 года) в 4 верстах, я приказал ударить в соборный колокол в набат. Весь народ прибежал на соборную площадь с ружьями, вилами, кольями и прочим вооружением; стали молиться Богу, я исповедовал, причащал, готовились к смерти… Так как мы не могли защищать город, поэтому город оставили без защиты, а сами пять дней спасались в казармах. Вокруг казарм сделали баррикады из телег, женщины и дети находились в казармах, а мужчины с пиками и вилами у баррикад. Вокруг города пылали зарева — это горели церкви и села. Никогда не забуду ночь с 14-го на 15 августа, когда мы услали отряд… спасать Покровское, а сами остались с семью винтовками; киргизы в эту ночь уже начали поджигать окраины города. Какая была паника в казармах! Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен».
Поскольку в Российской империи Киргизия и Казахстан входили в одно админстративное образование — Туркестанскую губернию, пантюркистский киргизский мятеж в 1916 году перекинулся на казахов. Впрочем, официальная Астана оспаривает у Бишкека первенство на то, с чьей территории начались выступления. Согласно одной из официальных казахстанских версий, «общетюркская революция» в Средней Азии началась 11 июля 1916 года возле Верного (Алма-Ата), когда на летнем пастбище рода Каркара обсуждали царский указ о мобилизации боеспособного мужского населения Туркестана на тыловые работы, на театр военных действий Первой мировой войны.
До 1914 года население Центральной Азии призывалось в царскую армию только добровольно, встречая неодобрение местной знати, которая считала, что молодые казахи и киргизы в военной среде «обрусеют» (пример — офицер инженерных войск Абдурахман Кунанбаев, сын великого казахского поэта Абая Кунанбаева). Поэтому на совете старейшин возле Верного в 1916 году было решено бойкотировать царское распоряжение. ««Пусть лучше погибнут старики, чем погибнут дети», — так решили аксакалы. Антиассимиляционные настроения на самом деле были инспирированы многолетней агентурной работой, осуществляемой из Османской империи, где в то время правили пантюркисты, а также из Германии и Великобритании.
В одном из донесений атамана Семиреченского казачьего войска Алексея Алексеева отмечалось: «Есть бесспорное основание считать виновников по агитации, во-первых, некоторые элементы из соседнего Кульджинского района, а, во-вторых, и агентов Германии: решимость главарей бунта созрела и окрепла неожиданно быстро потому, что в их заблуждениях их поддержали чьи-то прокламации, гласившие о слабости России, о непобедимости Германии и о близком вторжении в Русский Туркестан китайцев».
Геннадий Баженов
Источник: http://rys-strategia.ru/news/2017-11-14-4226