Архиеп. Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия» Архипастырское послание ко дню Праздника Рождества Христова 1968 г.
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Вот и вновь дожили мы, милостью Божиею, до этого великого и радостного дня, возлюбленные о Господе братие и сестры, когда в ушах наших и в сердцах наших с особою внутреннею силою звучат слова этого дивного ангельского песнопения, помогая нам отвлечься от окружающей нас мрачной действительности.
Ведь это — день, которого тысячелетиями с нетерпением ожидало все человечество!
«К чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня совершились» (Св. Иоанн Златоуст).
Совершилась «велия благочестия тайна» (1 Тим. 3, 16): Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми. Произошло это как раз тогда, когда человечество уже отчаялось в своем спасении. Жизнь на земле уподобилась аду кромешному. Дошедшие до полного безверия, падшие во глубину разврата и разочаровавшиеся во всех своих недавних идеалах люди отчаянно метались, утратив всякий смысл и цель жизни, и находя единственный выход из своего мучительного гнетущего состояния лишь в самоубийстве. Лучшие люди того времени буквально задыхались в этой ужасающей атмосфере нравственного растления и громогласно заявляли, что жить так дальше нельзя, что нет спасения человечеству, если Сам Бог не сойдет на землю и не научит людей, как они должны жить, чтобы не погибнуть окончательно.
И вот тогда-то, когда люди поняли, что они безсильны помочь сами себе, что одними своими силами они не в состоянии ничего доброго сделать и что жизнь без Бога, без общения с Ним, и без исполнения Его воли становится настоящим адом, в котором невозможно жить, — тогда, по благоволению Отца Небесного, Сын Божий сошел на землю и стал человеком.
Для чего же, собственно, пришел на землю Сын Божий?
Он пришел, как учит нас о том Слово Божие, — «вражду убить» (Ефес. 2, 14-18) и «благовестить мир нам» (Ефес. 2, 17), то есть: примирить падшего грехом человека с Богом и со своей совестью, возвратив ему благоволение Божие и примирив его с другими людьми.
Явившись в мiр как раз в то время, когда человечество сознало свою безпомощность, свое безсилие устроить свою жизнь на земле, и в самой обстановке своего рождения дав нам образец смирения,Господь-Спаситель посрамил нашу человеческую гордыню, губительный дух коей возобладал в людях со времени их отпадения от Бога и вступления в союз с противником Божиим — диаволом, отцом и основоположником всякой гордыни и всякого зла. Господь открыл нам, что все наши беды и несчастия, всё нестроение нашей земной жизни происходят не от чего другого, как от бесовской гордости. Эта гордость побуждает человека дерзко возставать против Бога и враждовать друг против друга. Вот где источник той взаимной зависти, той ненависти, злобы и окаменения сердечного, которые так омрачают человеческую жизнь и так терзают сердца людей, вызывая столько бедствий и страданий!
Безконечно Милосердный и Человеколюбивый Господь не мог терпеть, видя, как возлюбленное творение Его, человек, погибает в этих нестерпимых узах вражды, мучим от диавола. И вот Он сошел на землю, чтобы «благовестити мир нам, дальним и ближним» (Ефес. 2, 17). Преславное Рождество Его на земле знаменовало, что прекращается отныне средостение вражды между Богом и человеком, воздвигнутое грехопадением наших прародителей, что с сего времени мы уже — не презренные падшие рабы, озлобленные на Бога и друг на друга, но сыны Божии и наследникиоткрытого Им для нас Царствия Божия Иисус Христом (Гал. 4, 7), а друг другу — братия.
Вот почему сегодняшний день есть день несказанной милости Божией к падшему человеку, день мира и благоволения — день душевной отрады и сладостного отдохновения для измученных враждою сердец.
О, если бы эта радость, которую даровал нам Господь Своим преславным Рождеством от Пречистой Девы, всегда пребывала с нами! Тогда не было бы между нами несогласий, разделений и вражды; тогда умолкло бы злоречие, престала клевета, прекратились бы насилия и убийства, и столь желанный для всех мир — тот чудный мир, о котором так сладостно пели Ангелы в момент Рождества Христова, воцарился бы на земле.
А между тем, этому-то и надлежало быть! Христос пришел к нам не с какою-либо иною целью, как именно для водворения мира на земле и благоволения в человеках.
Почему же мы не видим этого теперь?
Почему все еще так сильна злоба и нет благоволения в душах людей?
Только потому, что не хотят современные люди становиться истинными христианами, и сыновству Богу предпочитают содружество с диаволом. Не хотят стать «сынами света», а остаются «чадами тьмы».
Бог сделал для нас все: Сына Своего Единородного не пощадил ради нас, но обрек Его на все лишения, муки и страдания бренного земного существования, вплоть до страшной поносной смерти на кресте, — только, чтобы спасти нас от власти диавола.
А мы?
Отзываемся ли мы ответною любовью на такую безмерную любовь Божию к нам?
В прошлом, а особенно в первые века христианства, многие сонмы истинных христиан откликнулись на эту любовь Божию и обрели этот мир Божий, став, как мы их называем, «святыми угодниками Божиими».
Совсем иное происходит теперь. Человечество вновь безумствует. Сознав однажды, казалось бы раз навсегда, свою полную несостоятельность, свое безсилие устроить свою жизнь без Бога и вкусив всю сладость жизни в Боге, в лице многих своих представителей, современные люди, в своей дьявольской горделивой самонадеянности, мечтают создать общее благополучие и благоденствие помимо Бога. Но что еще хуже, что еще страшнее, — и косвенно и прямо идут на служение самому сатане, в какой-то наивной надежде, что он обезпечит им мирную и счастливую, полную сытости и довольства, безмятежную жизнь на земле — «земной рай», вместо рая небесного. Мы ясно видим, к чему это приводит безумных, зарвавшихся в своей слепой гордыне людей: жизнь на земле вновь становится похожей на тот подлинный ад, который был пред Рождеством Христовым, но все это теперь гораздо хуже, ибо вдохновляется сознательным богоборчеством, и человечество заходит уже в безвозвратный нравственный тупик, из которого нет выхода.
Самое ужасное в наше время — это дошедшая до крайних пределов ложь и лицемерие. Громогласно кричат о «мире всего мipa», но призывают не к миру с Богом и своей совестью, что одно только и может дать истинный мир, а к миру с сатаной и его приспешниками и служителями, которые готовят под лукавым именем «Царства Божия на земле» устроение царства Антихриста. И это делают люди, еще называющие себя «христианами» и даже имеющие ранг христианских священнослужителей. Они призывают всех к миру с гонителями и разрушителями Церкви Христовой, с насадителями нечестия и разврата, с еретиками и лжеучителями всякого рода, которые растлевают умы и сердца людей, с блудниками и прелюбодеями, грабителями и убийцами, — но в то же самое время, как это ни странно, возбуждают вражду и непримиримость к истинным христианам, ко всем стремящимся жить по-христиански и соблюдать заповеди Божии и установления св. Церкви. И все это — на почве одного лишь самолюбия, тщеславия и гордости, руководясь низменными чувствамизависти и своекорыстия, что и вскрывает истинную природу таких стремлений, вдохновляемых, конечно, никем иным, как противником Божиим и врагом человеческого спасения диаволом.
Зрелище современной жизни — зрелище поистине страшное!
Но теперь уже не придет Господь спасти нас, как Он сделал это однажды и раз навсегда, сказав тогда:«не приидох, да сужду мiрови, но да спасу мiр» (Иоан. 12, 47).
Теперь Он придет во второй раз «судити мipу всему».
Это Второе Пришествие Христово будет совершенно отлично от Первого: это будет уже не благостное снисхождение Божие к несчастным, отчаявшимся в своем спасении людям, не знающим Бога, аСтрашный Суд над беззаконными гордецами, ведущими Бога, но сознательно и дерзко отметающими спасительные законы Его. Это будет последний и окончательный суд над упорствующей во зле, непокорной и ни перед чем не склоняющейся, безчувственной к любви Божиейосатаневшей человеческой волей, добровольно обрекшей себя на вечную погибель.
Вот почему в эти светлые дни празднования Рождества Христова св. Церковь возводит нашу мысль ко Второму Пришествию Христову, и от лица каждого из нас молит Христа: «Во Втором Твоем, Христе, Пришествии, сожителя десным мя причти овцам Твоим, Твое чтущаго во плоти пришествие»(9 п. трипеснца 20 дек.).
И наш священный долг, братие и сестры, празднуя сегодня Первое Пришествие Господа в мiр, «нас ради человек и нашего ради спасения», неустанно помышлять о приближающемся Втором Его Пришествии, когда каждый из нас или прославится или постыдится. В этой постоянной подготовке себя ко Второму Пришествию Господню и заключается смысл и назначение этой временной нашей земной жизни. Мы должны быть готовыми встретить Господа, Грядущего «судити живым и мертвым», не с животным страхом перед ожидающей нас грозной карой, как презренные рабы, не сотворившие воли своего Господина, а с радостью и любовью, как верные сыны, ибо, согласно учению Слова Божия, со времени Первого Пришествия Господа в мiр и совершенного им великого подвига искупления человечества, мы — уже не рабы, но сыны, а если сыны, то и наследники Божии Иисус Христом (Гал. 4, 6-7).
Сей радости да сподобит всех нас Всемилостивый Господь, и «мир Божий, превосходяй всяк ум»(Фил. 4, 7) да вселится в сердца наши!
Со Светлым Праздником сердечно приветствую Вас!
Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия» Слова и речи Том II (1961-1968 г.г.), Типография прп. Иова Почаевского, Свято-Троицкий Монастырь, Джорданвиль, 1975 г.