Еще раз о грядущем “Всеправославном соборе”.
По инициативе общественного Движения «Сопротивление новому мировому порядку» 12 апреля с. г. в Москве был организован круглый стол «Чем опасен предстоящий в 2016 году „Всеправославный Собор“?» В мероприятии приняли участие священнослужители и миряне, активно противодействующие распространению экуменизма и обновленчества и отстаивающие чистоту Православия и соборные начала в Христовой Церкви.Ниже предлагается обзор некоторых прозвучавших выступлений.Выступали: глава движения «Сопротивление новому мировому порядку», писатель, член Союза писателей России Владимир Николаевич Осипов; клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище г. Москвы священник Павел Буров; настоятель храма святителя Николая на Берсеневке г. Москвы игумен Кирилл (Сахаров); клирик Успенского Кафедрального собора г. Коломны протоиерей Игорь Тарасов; кандидат исторических наук, доцент, преподаватель МГИМО Ольга Николаевна Четверикова и многие другие. Для наших читателей, не имеющих возможности ознакомиться с двухчастной видеозаписью круглого стола в сети интернет, мы подготовили обзор некоторых прозвучавших в первой части выступлений.
Открывая круглый стол, его ведущая, православный адвокат Ирина Юрьевна Чепурная разъяснила цель мероприятия: «В течение нескольких последних лет Константинопольский Патриарх Варфоломей (Архондонис) предпринял ряд шагов, направленных на ускорение созыва готовящегося более полувека так называемого „Святого и Великого Всеправославного Собора“. О необходимости интенсифицировать подготовку к собору говорилось также на последней встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей, прошедшей 6–9 марта с. г. в патриаршем Кафедральном соборе Георгия Победоносца на Фанарe (Стамбул), на которой присутствовали делегации 13-ти Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской.В ходе собрания было принято решение созвать „Святой и Великий Собор Православной Церкви“ в Константинополе в 2016 году, если этому не воспрепятствуют непредвиденные обстоятельства.
Комментируя достигнутую на совещании договоренность, некоторые священнослужители и журналисты выразили удовлетворение в связи с приближением „важного для всего православного мира события“ (см. интервью главы Синодального информационного отдела РПЦ Владимира Легойды ИА „Интерфакс-религия“). Но действительно ли так необходим Вселенской Христовой Церкви готовящийся „Всеправославный Собор“? Или же правы верующие, которые убеждены, что он отнюдь не послужит укреплению единства мирового Православия, а напротив – внесет смущение в умы и сердца христиан во всем мире?..» Далее ведущая сформулировала основной вопрос, ответить на который и призваны были собравшиеся: «Нужен ли нам, православным верующим, этот собор или нет?», и предоставила слово В.Н. Осипову.
Владимир Николаевич прежде всего обратился к истории возникновения Православной Церкви. Образованная святыми апостолами, первоначально она состояла из отдельных общин, разбросанных по всей Римской Империи и подвергавшихся гонениям от язычников. Затем Император Константин Великий даровал Христианству статус государственной религии. В это время большинство населения Империи придерживалось язычества или ересей. Лишь 10% составляли христиане, на которых и опирался святой Константин. Осознавая, что распространение еретических учений соблазнит и отвратит от веры и Церкви множество народа, Император взял на себя труд по церковному укреплению и решил созвать Вселенский Собор.
Вселенский Собор – это высший орган власти Церкви Христовой, руководимый Святым Духом. Коснувшись истории Первого Вселенского Собора, Владимир Николаевич отметил, что проходил он в 325 году в Никее и на нем обсуждалось лжеучение александрийского священника Ария, отвергавшего Божество и предвечное рождение от Отца Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. 318 Святых Отцов, среди которых были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Осия Кордубский, Александр и Афанасий Александрийские и многие другие, осудили ересь Ария и утвердили учение о Божестве Сына Божия, составив Символ веры.
Докладчик также кратко рассказал о последующих Вселенских Соборах и рассматриваемых на них вопросах. Последний, Седьмой Вселенский Собор состоялся в 787 году в Константинополе и утвердил иконопочитание; а память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов отмечается Православной Церковью 18 / 31 мая. «Свойство почитания Святых Отцов Вселенских Соборов состоит в том, – подчеркнул В.Н. Осипов, – что только эти Семь Вселенских Соборов, всецело выражая собою веру, волю и разум Кафолической Церкви, полноты Православия, обладают правом выносить непогрешимые и для всех обязательные решения в области Христианской веры и церковного устроения».
«Только при поддержке и в тесном единении с Царством способно устоять, выжить и окрепнуть священство. Без Царства немыслимо священство. Все Семь Вселенских Соборов проходили либо по прямому созыву Императорской власти, либо при ее активной поддержке», – сказал писатель. Он отметил, что «все Семь Вселенских Соборов решали ключевые проблемы своего времени, решали, как провести церковный корабль сквозь рифы и мели».
После исторического экскурса докладчик обратился к проблеме грядущего «Всеправославного собора»: «И вдруг в секулярном, постхристианском, масонском XX веке церковная номенклатура решает обойтись без Царя, без поддержки сакральной власти и при этом не бороться с какой-то ересью, а провозгласить и утвердить свою собственную новую ересь – сверхересь экуменизма. Кто же инициатор?»
Далее последовал рассказ об организаторе «Всеправославного Собора» Патриархе-модернисте Варфоломее (Архондонисе) и тех реформах, которые он желает при помощи этого форума провести и утвердить во всех Поместных Церквах: новостильном календаре, ослаблении постов, второбрачии духовенства, женатом епископате и ереси-ересей – экуменизме.
Ведущая заострила внимание на теме экуменизма, процитировав слова блаженной памяти старца Паисия Святогорца: «У этого змия три головы: для богатых – масонство, для бедных – коммунизм, для православных – экуменизм». И.Ю. Чепурная подчеркнула, что организовавшее круглый стол «Движение сопротивления новому мировому порядку» борется не только против глобализации, но и против экуменизма.
Ольга Николаевна Четверикова в своем выступлении подробно проанализировала этапы подготовки к собору, а также последнее Стамбульское совещание. Она говорила о том, что проект «Всеправославный собор» – это четко разработанный план, имеющий определенную цель, пути реализации которого достаточно хорошо известны. Проект «начал осуществляться с 1962 года, т. е. после 1959 года, когда к власти в Ватикане пришел папа Иоанн XXIII, уже тогда, в январе этого года заявивший о необходимости проведения второго Ватиканского собора для решения вопроса об открытии католической „церкви“ миру в соответствии с новыми обстоятельствами и условиями деятельности. А в 1961 году собралась первая Родосская конференция, созванная Патриархом Афинагором, на которой было объявлено о начале подготовки к „Всеправославному Собору“».
Ольга Николаевна коснулась истории второго Ватиканского собора и новой униатской концепции, выдвинутой Ватиканом: «Эта новая концепция экуменизма позволила католикам открыться диалогу с другими религиями, при этом сохранив полную неприкосновенность положения о власти папы римского. Фактически мы можем определить католический экуменизм как новую форму унии. Т. е. экуменизм, который нам предлагает Ватикан, – на самом деле это уния, ее неофициальная форма». Нам постоянно говорят о необходимости христианского единства. Но то «единство, которого добиваются католики, которого жаждет папа, возможно только при условии признания Православными Церквами римского понтифика преемником Петра и главой Христианской Церкви».
«Эту идею, эту мысль я хочу еще раз подчеркнуть, – продолжила Ольга Николаевна, – потому что мы, наверное, не совсем хорошо понимаем, что Ватикан реально изменил методы своей работы. Пользуясь экуменической риторикой, он фактически достигает самого главного. Суть экуменической политики Ватикана – добиться новыми способами перехода Православных Поместных Церквей под контроль папы римского. Уния должна быть другой, неформальной».
Именно такую унию Ватикан заключил с ревностным экуменистом и масоном Константинопольским Патриархом Афинагором в 1964 году. О.Н. Четверикова рассказала о взаимном «снятии» анафем упомянутым Патриархом и папой Павлом VI: «Патриарх не только объявил католическую „церковь“ сестринской, но он внес папу в диптих Константинопольского Патриархата. Таким образом, папа стал „первым епископом Христианства“, а Патриарх – „вторым по очереди братом его“. Эта декларация о взаимном прощении оказалась более эффективным средством единения, чем формальная уния, поскольку она исключила необходимость разрешения богословских противоречий. От факта их наличия просто отрешились. И этот чисто иезуитский метод стал образцом для введения других Православных Церквей в лоно католицизма». «Унию будут заключать именно таким образом: никаких формальных деклараций о признания роли папы, никаких положений, связанных с изменением веры, не обнародуют. Эти вопросы просто не будут подниматься», – считает историк.
Она также убеждена, что нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей – еретик, чего многие предпочитают не замечать: «Сегодня все абстрагировались от этого факта <…> и продолжают поддерживать с ним отношения, как будто ничего не произошло. Между тем миссия Константинопольского Патриарха совершенно определенная: он должен провести эту унию, которую сам уже принял, во все Православие. Т. о. он должен утвердить в Православии заимствованную у папизма идею о Константинопольском Патриархе как видимом главе Православной Церкви с особыми властными полномочиями и прерогативами, чтобы затем, объединив все Церкви под своим началом, поставить их под контроль понтифика, признать уже не только фактически, но и формально власть папы римского».
Затем Ольга Николаевна осветила историю «предсоборной эпопеи» по работе преподобного Иустина Челийского «По поводу созыва „Великого Собора Православной Церкви“», в которой убедительно доказывается отсутствие необходимости в проведении собора.
Перейдя к теме недавнего Стамбульского совещания, докладчик сосредоточила особое внимание на выступлении Патриарха Варфоломея, заявившего, что постановления, принятые на предсоборных конференциях и совещаниях, для всех Православных Церквей «рассматриваются как обязательные, которые должны воплощаться в жизнь». Патриарх также выразил недовольство по поводу того, что отдельные автокефальные Церкви дерзают вырабатывать свою собственную позицию относительно неправославных, а это, по его мнению, недопустимо.
«И, наконец, <…> самый важный для нас момент, – подчеркнула историк. – Варфоломей говорит: „Все сие выявляет необходимость в некоем регулирующем органе, учрежденном официально или неофициально, который решал бы все возникающие расхождения и проблемы во избежание разделений и распрей“. Т. е. необходим новый наднациональный регулирующий орган, который якобы возвысит засидевшиеся на своих местах Поместные Церкви до совершенства единства. Этим органом и должен стать „Всепрвославный Собор“», – прокомментировала слова Патриарха Варфоломея О. Четверикова.
Далее слово взял священник Павел Буров, в начале своего выступления поведавший о том, что в настоящее время на большинстве московских приходов Чин Торжества Православия не проводится, что, по его мнению, весьма симптоматично. Отец Павел отметил, что «Церковь существует для того, чтобы заниматься спасением душ человеческих. И в этом виде она очень опасна для князя мира сего. Поэтому тот делает все возможное, чтобы разрушить именно Православную Церковь. Внешние его нападения отражаются. Поэтому ему необходимо развалить Церковь изнутри. И сейчас мы наблюдаем этот процесс. Самое главное – происходит страшная подмена…»
Священник указал на отсутствие соборности в современном церковном управлении. Например, собрание московского духовенства – тоже собор. Но мнения рядовых участников этих собраний не учитываются, у них практически отсутствует возможность высказать свои сомнения или недоумения и получить разъяснения от священноначалия.
Относительно грядущего «Всеправославного Собора» батюшка сказал: «Когда жизнь ставит какие-либо вопросы, Церковь исходит из того, что в ее недрах ответы на них уже есть. Мы собираемся только для того, чтобы их найти. Многие понимали, что Арий – еретик. Но Первый Вселенский Собор был созван, чтобы дать его учению четкое определение».
«Если соберется новый Собор, что он будет рассматривать? Если это давным-давно решенные в Церкви вопросы, зачем их вновь поднимать? Печать Собора – „изволися Духу Святому и нам“. Если изволися Духу Святому, тогда зачем обсуждать проблему заново, например, – о календаре? Просто надо навести порядок в тех Поместных Церквах, которые, игнорируя соборные постановления, перешли на новый стиль», – убежден отец Павел.
«Что касается экуменизма, – продолжил он, – то голос Церкви против этой ереси звучит на протяжении всей ее истории. Любая ересь есть анафема. А у нас это слово даже не произносится. Видите ли, обидеть не хотят. И получается, что еретики не имеют свидетельства о том, что они вне Церкви, вне спасения. А они вне спасения, потому что сами себя отлучили от Церкви. Об этом нужно свидетельствовать».
Далее священник рассказал о своей беседе со старцем Иоанном (Крестьянкиным), который говорил ему, что хорошо бы не дожить до «восьмого вселенского собора», но тем, кто доживет, нужно будет внимательно посмотреть, не войдут ли его постановления в противоречие с решениями Семи Вселенских Соборов по следующим пунктам: отношению к языку Богослужения, к церковному календарю и к католикам, т. е. к экуменизму.
«Судя по известной повестке Собора грядет реформа. Бояться ее надо в том плане, что многие могут быть обмануты. Поэтому нам необходимо свидетельствовать об истине». По словам батюшки, если на предстоящем в 2016 году форуме будут пересматриваться давным-давно «изволившиеся Духу Святому и нам» вопросы, значит, «понятно, что истинная Церковь в этом участвовать не будет. И те, кто там соберутся, отпадут от нее. Так было предсказано по поводу „Восьмого вселенского собора“», – подытожил священник.
В заключение своего выступления отец Павел еще раз посетовал на безправное положение современного православного духовенства: «Самое страшное, что нельзя обличать, нельзя поднимать острые вопросы. Люди на кухнях все это обсуждают и решают. А мы, духовенство, молчим. Мы не можем возвысить голос, потому что нам тут же „дадут по шапке“. Мы знаем, как это происходит. Поэтому хотелось бы, чтобы о тех проблемах, которые мы здесь сегодня затронули, узнало как можно больше людей и чтобы мы не забывали, что Церковь наша – соборная».
Мы попросили прокомментировать прошедший круглый стол, а также высказать свое мнение о созыве «Всеправославного Собора» иеромонаха Петра (Семенова).
Отец Петр: Слава Богу, что тема «Всеправославного Собора» оказалась в объективе внимания православной общественности. Фактически это первое в России мероприятие, посвященное анализу рисков и опасностей, связанных с указанным событием. К сожалению, много времени уже упущено, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Выступления докладчиков позволили с разных сторон рассмотреть этот непростой вопрос и вывести его обсуждение на новый уровень.
В связи с содержанием докладов хотелось бы отметить, что нельзя рассматривать грядущий «Всеправославный Собор» в отрыве от предсоборных конференций и совещаний, поскольку таким образом можно прийти к ложным выводам. Именно к такому пути подталкивают православную общественность организаторы собора, пытаясь усыпить нашу бдительность словами о том, что он не будет «восьмым вселенским» и т. п. официальными заявлениями.
Как видно из труда преподобного Иустина (Поповича), первым элементом проекта «Восьмой Вселенский Собор» стало так называемое «Всеправославное совещание» 1923 года. Оно, как и все последующие звенья этой длинной цепи, было направлено на разрушение вековых устоев Православной Церкви, ее догматического учения и канонического строя. Поэтому участие в данном процессе греховно, а борьба против реализации коварного плана экуменистов – исповедничество ради Христа, святой долг каждого православного христианина от иерарха до простого мирянина.
Что касается Стамбульского совещания и принятых на нем решений, то нет никакого сомнения, что иерархи, участвующие в подготовке собора, не сообщают православной общественности о фактическом положении дел, но обнародуют информацию, призванную отвлечь наше внимание от ключевых моментов тайны беззакония, каковой является и весь подготовительный процесс, и сам грядущий собор.
Однако и из того, что нам рассказали, вырисовывается следующая картина. Подготовка к собору идет в два этапа: на уровне Поместных Православных Церквей и на «всеправославном» уровне. По времени ситуация должна сложиться следующим образом: весна и лето 2014 года выделены на выявление мнения каждой Поместной Церкви по представленным в соборной повестке вопросам. В период с осени 2014 года до весны 2015 года представители Поместных Церквей собираются прийти к консенсусу по этим темам в рамках работы специальной Межправославной Комиссии в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви.
По официальной версии, в задачи Комиссии «входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, а также редактирование, где это необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как: „Православная Церковь и экуменическое движение“, „Связи Православной Церкви с остальным христианским миром“ и „Вклад Православной Церкви в обезпечение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и ликвидацию расовой и иной дискриминации“, а также „Календарный вопрос“, „Препятствия к браку“, „Значение поста и его соблюдение сегодня“». Вторая половина 2015 года, видимо, уйдет на решение организационных вопросов. И, наконец, в начале 2016 года должен будет состояться собор.
Важное уточнение находим в словах Патриарха Кирилла на Стамбульском совещании. Выясняется, что из десяти тем, вынесенных на повестку собора, восемь уже согласованы: «Те восемь тем, которые уже проработаны и согласованы, требуют определенной доработки с учетом изменившихся за прошедшие десятилетия реалий».
Напомним повестку собора по пунктам:
1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
3. Процедура признания статуса церковной автономии.
4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
5. Установление общего календаря праздников.
6. Правила и препятствия для совершения Таинства Брака.
7. Вопрос поста в современном мире.
8. Связь с другими христианскими конфессиями.
9. Экуменическое движение.
10. Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.
Разногласия остались только по первому и четвертому пунктам. Следовательно, остальные восемь уже практически согласованы, причем достигнутое по ним единомыслие, очевидно, зиждется не на святоотеческом, а на антиканоническом фундаменте. Таким образом, сейчас уже позже, чем мы думаем. Такие ключевые вероучительные вопросы, как ересь экуменизма, календарный стиль, православные посты и т. д. уже согласованы во вред Православию!
На уровне Русской Православной Церкви в рамках подготовки к «Всеправославному Собору», по словам митрополита Илариона (Алфеева), будет проведен Архиерейский собор, который и определит мнение всего ее епископата, духовенства и верующего народа во исполнение пожелания Святейшего Патриарха Кирилла, высказанного им в рассказе о стамбульском собрании на сайте «Патриархия.ру»: «Чрезвычайно важно, что решения на Соборе будут приниматься консенсусом, т. е. общим согласием. Никакого голосования на Соборе не будет. Одновременно в документе, который был сформулирован на нынешнем собрании, сказано, что каждая Церковь имеет один голос. Это означает, что она не может представлять два различных мнения, что позиция Поместной Церкви должна быть сформулирована так, чтобы выражать общее мнение всего ее епископата, духовенства и верующего народа».
Непонятно, правда, как архиереи Русской Православной Церкви смогут узнать мнение духовенства и верующего народа по упомянутым вопросам (и интересно ли оно им вообще), ибо священники, монашествующие и миряне не будут принимать участия в Архиерейском соборе. Создается впечатление, что иерархи намереваются сами определить наше мнение, и на «Всеправославный Собор» Предстоятели Поместных Церквей приедут с уже готовыми и согласованными в узком кругу решениями, которые просто торжественно озвучат. Это означает, что «Всеправославный Собор» станет имитацией церковного Собора, лишь актом оглашения заранее принятых постановлений, разработка которых либо уже в прошлом, либо еще совершится в зловещей закулисной тишине на заседаниях Межправославной Комиссии, без участия православных епископата, духовенства и мирян и без учета их позиции.
Итак, на то, чтобы хоть как-то повлиять на решения грядущего «Всеправославного» форума, у русской православной общественности есть всего несколько месяцев до Архиерейского собора. А потом весь процесс подготовки к этому событию будет проходить уже далеко за пределами нашего Отечества и воздействовать на него мы никак не сможем.
Возвращаясь к круглому столу, хотелось бы отметить, что будет жаль, если сопротивление реформированию Вселенского Православия посредством грядущего собора ограничится лишь этим мероприятием. Убежден, что сложившаяся в мировом Православии ситуация заслуживает обсуждения на Всероссийской конференции ревнителей чистоты веры из среды духовенства, монашества и мирян, с участием представителей братских Поместных Православных Церквей. Необходимо обсудить вынесенные на повестку «Всеправославного Собора» вопросы и определить позицию народа Божия, а также изыскать способы ее донесения до священноначалия нашей Церкви.
В заключение – актуальный эпизод из жития святителя Иова, первого Патриарха Московского. Будучи насильно сводим еретиками со своего святительского престола, святой обратился к Царице Небесной перед чудотворным Ее Владимирским образом со словами: «О, Пречистая Владычица Богородица! <…> Я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость Православия, ныне же по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими Православие!» Полагаю, что подобную молитву сегодня впору возносить каждому христианину, болеющему о судьбах Православия.
Подготовил Максим БОЙКО
Информационный вестник “ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ” 15 мая 2014г.