Иеромонах Рафаил (Мишин) Како веруеши? или ответ прот. Андрею Ткачеву на его выступление от 3 марта 2016 г.
Како веруеши? Или ответ прот. Андрею Ткачеву, «одному из сильнейших богословов современности» по версии РНЛ, на его выступление от 3 марта 2016 года. Ответом на этот вопрос определяется содержание той веры, которую исповедует человек. Ведь все во что-то верят: кто-то в Бога, кто-то в себя, кто-то в общие нравственные ценности… Когда же человек исповедует себя верующим не абы во что или в кого, но в конкретного воплощенного Живого Бога Иисуса Христа, важно, крайне важно становится знать, как он верует. Право или криво, верно или лживо? В Православии существует своего рода тест на правильность веры. Состоит он из двух древних слов: «Како веруеши?» Хорошо бы его, хоть время от времени, проходить каждому, именующему себя христианином. Не просто пропеть в храме или бегло прочитать на утренней молитве Символ Веры, а не спеша вникнуть в глубину вселенской мудрости, содержащуюся в каждом из его членов.
Сегодня, в трудную годину перемен и подмен, с особой ясностью каждому из нас требуется исповедывать правильную веру в Тело Христово, требуется четко и безусловно определить верность нашей многострадальной Матери – Православной Церкви. Вот и я задаю самому себе этот вопрос: како веруеши?
Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь! Именно Ей – Единой Святой и Апостольской Церкви принадлежит вся полнота духовной власти, как в земной жизни, так и в Небесной. А высшей формой церковной власти на земле является Соборность. Всякая узурпация высшей церковной власти каким-либо одним лицом, будь то патриарх или глава государства, подлежит соборному осуждению Церкви. Никакая религиозная традиция, даже называющая себя христианской, если она не признает догмат Соборности и Единства Церкви Христовой, не является Церковью в христианском смысле! Никаких двух и более церквей быть не может. Существует лишь единственная и Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, которой, как Телу Христову, принадлежит вся полнота Истины. Так верую и так исповедую.
Наша Церковь – это Церковь, которая истинно славит Бога Единого в Трех Лицах. Истинно, значит правильно, верно. Поэтому наша Церковь – это Церковь верных Христу Спасителю чад, призванных Им стать чадами Бога Живаго. Наша Церковь – это Церковь Православная. Поэтому и вера наша – Вера Православная, переданная нам Святой Церковью Православной от Самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, через Святых Апостолов и всех Святых, соборно засвидетельствовавших основные вероучительные истины, называемые догматами.
По учению Святых Отцов Православной Церкви догмат есть понятийная икона Бога, которая должна быть почитаема, и которая призвана возводить мысль к Первообразу. Всякое отступление от догматов Святой Православной Церкви есть вероотступничество, ведущее в погибель вечную. Всякое вероотступничество есть предательство Господа Иисуса Христа и Его Святой Православной Церкви, что является хулой на Духа Святаго, засвидетельствовавшего истину Крестной жертвы Спасителя и Его Воскресение из мертвых схождением на собор Апостолов и Пречистой Богоматери в Пятидесятый день Воскресения Христова. Именно этим свидетельством Святаго Духа, Господа Истиннаго и Животворящего, и Его схождением на верующую Слову Божию Святую Церковь открылось и благословилось Богодухновенное Ее свойство – соборность. Но что же мы слышим от тех, кто призван защищать Православную веру, кому вручена благодать охранения ее от лжи и пагубных искажений?
«Вопрос из зала: Вас отговаривали от встречи? Ответ Патриарха Кирилла: Меня никто не отговаривал, потому что никто не знал. Об этой встрече знало пять человек. Не буду называть их святые имена».[1] Речь здесь идет не о какой-нибудь рядовой встрече, обстоятельства которой не предназначены для широкого круга лиц. Речь идет не больше и не меньше, чем о встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви в сущем сане, возложенном на него от имени всего православного народа России, с мировым лидером одной из ведущих религиозных традиций – римо-католицизма. И при этом – «пять человек»?! Не верю, что бывает такая «соборность»! Это не соборность, а узурпация церковной власти группой лиц во главе с патриархом, которым никто от лица церковной полноты не делегировал такие полномочия и не поручал таких встреч!
Не верю словам патриарха Кирилла о двух церквах – Православной и римо-католической, которые «в лице своих Предстоятелей встретились, чтобы сверить часы».[2] Нет, и не может быть двух и более Церквей! Верую в Единую и единственную Церковь Святую Соборную и Апостольскую – в Церковь Православную.
Не верю словам патриарха Кирилла о консенсусе в глобальном масштабе![3] Верую слову Спасителя о невозможности мира и согласия («консенсуса») на земле («в глобальном масштабе»): «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф.10, 34-36).
Не верю словам патриарха Кирилла о некоем общем для всего человечества «нравственном чувстве»[4]. Верую слову Спасителя, обличившего нравственность ветхого человека, ненавидящего врагов своих и любящего ближних своих, и призвавшего к новой нравственности, отличной от нравственности остального человечества: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 43-45).
Не верю призыву патриарха Кирилла об участии в строительстве «общей глобальной цивилизации», где не будет места терроризму и войнам «на основе общего нравственного консенсуса»[5]. Верую словам апостола Павла: «Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» (1Сол. 5, 3).
Не верю лукавым словам Всемирного Русского Народного Собора, что «эффективное противодействие геноциду и унижению верующих, защита традиционной семьи и права на жизнь нерожденных детей в глобальном масштабе станет возможной при условии создания международной коалиции с участием всех христиан, готовых активно выражать свою гражданскую позицию и сопротивляться общественному злу. Принять участие в ней должны не только православные христиане и римо-католики, но также представители протестантских конфессий, все люди доброй воли»[6]. Верую Тертуллиану – «еретик – не христианин».[7]
Не верю словам митрополита Волоколамского Илариона, который думает, «что если какие-то наши верующие считают, что разделение между христианами – это норма, что оно должно сохраняться и углубляться, что мы должны все свои силы употребить на то, чтобы никогда никакого сближения не произошло, то вряд ли их стоит успокаивать. Они не успокоятся. Для того, чтобы понять ошибочность такой позиции, достаточно почитать Евангелие от Иоанна, 17-ю главу, где рассказывается о том, как Иисус Христос молился о единстве своих учеников. «Да будут едино, как мы едино», – так Он говорил, обращаясь к Своему Отцу»[8].
Однако мы знаем, что Господь молился о единстве своих учеников в Истине, а не о единстве с остальным миром, лежащим во лжи и возлюбившем «паче тму неже свет» (Ин.3, 19). Та евангельская глава, на которую ссылается лукавый митрополит, его же и обличает: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин.17, 9). Верую слову Спасителя: «Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 20-23).
Не верю лукавым словам митрополита Волоколамского Илариона, наложившего «мораторий на употребление термина ересь в отношение католичества, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия»[9]. Но верую Святым Отцам II Вселенского Собора: «Присоединяющихся к Православию и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю… когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь» (7 Правило). И вновь верую Тертуллиану, который отвергает вслед за апостолом Павлом (Тит 3, 10-11) пользу споров с еретиками, которые, по его мнению, «приведут только к порче желудка или мозга»[10].
Не верю лукавым словам Патриарха Кирилла, которыми он сам же и обличает свое лукавство: «Ну, во-первых, мы не обсуждали ни одного богословского вопроса. Хорошо ли это или плохо, это другой вопрос. Мы не обсуждали. Но в богословской части декларации есть очень важное заявление…»[11]. Ни одного богословского вопроса не обсуждали, а богословская часть есть! Каким удивительным образом это получилось? Ведь, и по словам председателя ОВЦС митр. Илариона, «богословские вопросы вообще не затрагивались на этой встрече»[12], и патриарх об этом же, но вот богословская часть декларации все же наличествует. Удивительный по своей откровенности абсурд! Верую словам Священномученика Киприана Карфагенского: «Господь говорит: “Аз и Отец едино есма” (Ин. 10, 30), и опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: “и Сии три едино суть” (1 Ин. 5, 7). Кто подумает, что это единство, основывающееся на неизменяемости Божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви и раздроблено разногласием противоборствующих желаний?»[13] Никак это единство Церкви, сотканное по образу Лиц Пресвятой Троицы, не может быть нарушено! Никогда и никем, будь он патриарх Московский или папа Римский!
Верую словам Священномученика Киприана Карфагенского: «Бог один, и один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия»[14]. Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь так, как ее понимает Святое Православие. Аминь.
Ирм. Рафаил (Мишин)
[1] Видео-интервью патр. Кирилла (07:40-07:53): http://www.youtube.com/watch?v=-NZnIXcuoGw
[2] «Две самых больших Церкви в мире в лице своих Предстоятелей встретились, чтобы сверить часы…». http://www.patriarchia.ru/db/text/4377044.html
[3] «Как можно добиться некоего консенсуса в глобальном масштабе?». Там же.
[4] «Только одним способом – нужно в качестве основы для такого консенсуса использовать нравственное чувство человека. А нравственное чувство, нравственная природа Богом заложена в человеческую душу. И что для Вас, американца, что для меня, русского, – одни и те же нравственные понятия. Если мы приедем в Папуа – Новую Гвинею, мы увидим, что и там в глубине человеческой души – те же самые нравственные понятия». Там же.
[5] «…Нам нужно договориться об этих общих нравственных ценностях и на основании этого консенсуса строить общую глобальную цивилизацию. В такой цивилизации не будет места для терроризма, а если кто-то и будет пытаться использовать людей, для того чтобы причинять зло другим, то сделать это будет очень тяжело, потому что эти призывы пойдут против общего понимания добра и зла. Мы все вместе должны попытаться построить новую цивилизацию, глобальную, на основе общего нравственного консенсуса. Я верю, что это возможно». Там же.
[6] Всемирный русский народный собор: http://www.patriarchia.ru/db/text/4379937.html
[7] Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. О прескрипции (против) еретиков. С. 114.
[8] Митр. Иларион: http://www.patriarchia.ru/db/text/4384755.html
[9] «Возвращусь к вопросу о том, на каких основаниях и почему Православная Церковь вступила в диалог с Католической. Прежде всего, это было сделано для того, чтобы найти новые пути сосуществования и новые методы взаимодействия. При этом, вступая в диалог, Православная Церковь отказалась от употребления термина «ересь» в отношении католичества. Это вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками. Это значит, что православные наложили мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу». Митр. Иларион: https://mospat.ru/ru/2010/11/15/news30385/
[10] Тертуллиан Квинт Септимий Флоррент. Указ.соч. С. 114.
[11] Интервью патр. Кирилла (03:30 – 03:40): http://www.youtube.com/watch?v=-NZnIXcuoGw
[12] http://www.patriarchia.ru/db/text/4373254.html
[13] Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о единстве Церкви // Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 2. С. 297–298.
[14] Там же. С. 306 (прим.: некоторые ссылки на творения св. отцов взяты с сайта: http://www.pravoslavie.ru/80848.html#_edn70).