Как устоять сегодня в вере. Беседа с монахом Константином.
Дорогие отцы, братия и сестры. Наверняка многие из вас знакомы с отшельником Константином – делателем Иисусовой молитвы, на протяжении сорока лет подвизающимся в горах Кавказа, автором известных книг «Беседы с кавказским пустынножителем» и «Беседы о молитве». Сегодня мы предоставляем возможность услышать его рассказ о выборе монашеского пути и прочесть размышления подвижника о христианской жизни во времена всеобщей апостасии…(звук+текст)
Напомним также, что в годы притеснений в общежительных монастырях, сюда, в абхазские скиты пришел иеросхимонах Рафаил (Берестов), ныне подвизающийся на греческом Афоне.
К слову сказать, в раскрученном псевдоправославном книжном сериале о “Флавиане”, штампующемся огромными тиражами, что неудивительно – сказки у нас любят читать, наравне с поделками Марининой или Донцовой, некий Торик подсмеивается над схимником, а заодно и над всеми православными, не принимающими бесовских антихристовых электронных имен и документов. (“Писатель в рясе” даже придумал схожее имя Мафусаил).
Хотя, когда-то и над Ноем, строившим свой ковчег, многие смеялись. Где они? Бог весть… И праведный Лот был какой то не такой, как все развратники. Зачем-то ушел из Содома… Советуем этому Торику и его почитателям открыть Святое Евангелие от Луки главу 6-ую стих 25-ый, также и от Матфея пусть прочтут великие слова из 16-ой главы стих 24-ый… Читать эту Божественную книгу ежедневно полезно всем, хотя бы по одной главе, а если есть силы и время, то и Апостол и Псалтирь – отличное лекарство! И последний совет -
Старайтесь жить по совести!
<—(слушать, скачать Мр3)
Старайтесь жить по совести!
Время звучания: 01:48:24
Описание: Беседа с пустынником абхазских гор монахом Константином по следующим вопросам:
– Почаев, благословение старца Иоанна (биография)
– Кавказ, Новый Афон, лето 1973 г. (биография)
– Жизнь на высокогорном озере Амткел (биография)
– Наставления современным мирянам
– 0 грехах осуждения и гордости
– О смысле жизни человека
– Нужно ли Церкви проникать на телевидение?
– Наставления молодым монахам
– О сути послушания воле, Божией
– О поиске духа Любви Христовой, духа кротости и смирения
– О замене чувства осуждения чувством сострадания
– О тактике врага рода человеческого
– О необходимости постижения воли Божией
– О демонизации современного общества
– О богоугодности политической деятельности на православной основе — хорошо то, что делается ради Бога!
– О поведении христиан в современном государстве — исполнять волю Божию!
– О подготовке христиан к подвигу исповедничества — жить по совести, жить свято!
– Что будет с Россией?
Доп. информация: Радиоэфир передачи “Православная волна” от августа 2006 года.
Как устоять сегодня в вере.
Беседа с монахом Константином.
СОБОЛЕЗНОВАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ И МОЛИТЬСЯ
Беседа с абхазским пустынником монахом Константином
Расшифровка аудиозаписи беседы с абхазским пустынником отцом Константином, состоявшейся минувшим Великим Постом, на праздник Третьего Обретения Главы Иоанна Крестителя.
Монах Константин – делатель Иисусовой молитвы, на протяжении сорока лет подвизающийся в горах Кавказа, автор известных книг «Беседы с кавказским пустынножителем» и «Беседы о молитве».
О добродетели и ревности по разуму
Самое ценное – нужно помнить, что добродетель – это есть середина между двух крайностей. В том числе добродетель засвидетельствовать миру, что есть что, что – добро, а что – зло. нужно для обуздания чрезмерной ревности ревнителей, которые очень часто, мне кажется даже в большинстве своем, уклоняются в крайности. Но крайность чрезмерной ревности – начинается сплошное осуждение. Но если им это говорить, они принимают это очень болезненно, считают, что ты – предатель, ты – изменник, ты уже на другую сторону становишься… Для того, чтобы этого избежать, просто нужно каждому человеку задать вопрос. Вот, мы, скажем, заглянем каждый в свою совесть. Мы хотим сохранить чистоту Православия. Осуждаем действия архиереев, которые нарушают те или иные каноны, не исполняют того или другого – то, что они должны исполнять. Но спросим себя. Вот мы думаем сами о себе, размышляем о своей жизни или говорим каждый, собравшись между собой… Сколько времени мы посвящаем на размышление и говорение, как мы должны исполнять заповеди – те, которые мы знаем, и сколько времени мы посвящаем на размышление о том, какие каноны нарушают архиереи или священники? Вот! То есть как мы как христиане реализуем себя, исполняя заповеди Евангельские и требования нашей совести? И сколько времени и старания, и слов мы тратим на то, чтобы потребовать исполнения заповедей от других? Вот в чем суть. Или мы сами размышляем, как мы должны, или требуем, чтобы кто-то исполнял то или иное, что он должен исполнить. Это очень существенно!
КЛИКНИТЕ ПО СНИМКАМ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Об отступничестве от веры
Промедление подобно смерти, и это вынуждает обратиться к людям, поскольку архипастыри на эту тему почему-то умалчивают: о реальной угрозе отступничества, о реальной угрозе глобализации, о реальной угрозе кодификации и экуменизма. Фактически во всем этом проявляется отступничество от жизни по заповедям христовым, от жизни по канонам Церкви, от жизни по требованиям нашей совести. А это уже очень серьезно. Главное то, что люди не понимают, что это опасно. Потому действительно это вынуждает тех, кто понимает, сказать свое слово – и устное, и письменное, использовать все, так сказать, возможные источники информации.
Сказано где-то в Библии, не помню уже где: если слепой идет на ложную дорогу, а ты не удержишь его, ты будешь наказан за это. Если кто-то идет на вред себе и ты скажешь: «Иди, иди, твой путь хорош», – ты будешь проклят. Так что мы должны говорить. Но как сказал мне один схимонах Алексей, ныне уже покойный: «Ты, – говорит, – пойми простую вещь, что для того, чтобы кому-то что-то сказать, нужно знать не только, что сказать, а нужно знать, как суметь сказать, чтобы он мог принять. А если ты не знаешь, как сказать, то лучше промолчи, потому что иначе, если ты скажешь не так, как подобает, как он может принять, ты принесешь особый вред и себе, и ему». И это очень существенно в этом деле.
Что касается и принятия номеров, и этого общения, братания с католиками, братания тем более с иудеями и магометанами – это чужой голос, чужое проповедание. Апостол Павел сказал, что «если мы или Ангел благовестит вам не то, что мы вам благовествовали, – анафема да будет» (см.: 1 Гал. 1,8). А мы должны быть потому внимательны, знать наше христианское учение и последовательно придерживаться его, потому что в апокалипсисе сказано: «Что ты слышал, принял – храни и покайся» (см. Откр. 3, 3). Потому то, что мы приняли, – мы должны хранить, а то, что мы не сохранили, – в том мы должны каяться. Предание Церкви и постановления церковные, каноны все, ну и, конечно, заповеди мы должны свято хранить, потому что в этом наше спасение.
О страхе перед злом
Я прочитал такую мысль, что страх перед злом страшнее и вреднее для нас самого зла, потому что чужое зло не преумножает нам зла, если мы не примем его со своим злым произволением. А сказать, засвидетельствовать миру, сказать людям, ближним нашим, что это зло, – мы боимся, потому что за это нам будут какие-то неприятности. А в Апокалипсисе читаем, что Господь говорит: «Горе страшливым и неверным, и блуд творящим и чары творящим. И место их в езере огненном» (см. Там же. 21, 8). Я когда прочитал это изречение – просто ужаснулся. Смотри, что блуд творящим и чары творящим и только страшливым, когда боимся людей или последствий какого-либо нашего христианского проявления, проявить себя как христианин, как-то пострадать, идем на какой-то компромисс… И за этот страх перед людьми, перед тем, что мы что-то потерпим от людей неприятное, не желательное для нас, мы идем на какой-то компромисс с совестью перед каким-то злом. И за это мы попадаем в езеро огненное с теми колдунами, сатанистами, которых мы сейчас презираем и справедливо гнушаемся и удаляемся, потому что они осуждены уже Богом. И мы можем быть осуждены именно за то, что мы побоялись назвать и сделать то, что понуждает нас сделать христианская совесть, побоялись сделать то, к чему побуждают заповеди Христовы. Скажем, Христос сказал, что «мир не может вас ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что я свидетельствую, что дела его злы» (см.: Ин. 7, 7). А мы боимся сказать миру, на то или другое действие указать, что дела его злы. Потому что боимся, что он как-то нас ущемит, чего-то лишит или накажет совсем, как говорится, сотрет с лица земли, подослав к нам какого-нибудь убийцу. А Господь говорит, что «вы Мне свидетели».
То есть Он засвидетельствовал пред миром, Христос засвидетельствовал миру, что дела его злы суть, а мы боимся. Мы хотим подражать Христу, Который сказал: Кто Мне служит – Мне да последует (Там же. 12, 26)? Мы боимся сказать, что дела мира злы, а все одобряем: ту же глобализацию, тот же самый экуменизм и другие беззакония, которые сейчас творятся. Это ювенальная юстиция, которая внедряется сейчас, как слышал я, и другие великие беззакония, которые на самом деле приносят временные и вечные страдания для всех, участвующих в этих делах. Еще в народе есть такая пословица: «Молчание – это признак согласия». Это к тому, чтобы мы не были участниками чужих грехов, мы должны сказать и называть вещи своими именами. Если это зло – значит это зло. Участия быть не должно. Потому что нам дана заповедь: «Не соучаствуйте в чужих грехах, не прельщайтесь чужим грехом». И другая заповедь: «Воспротивитесь диаволу – и бежит от вас, приблизитесь к Богу – и приблизится к вам». Так что мы сами себя определяем в своих поступках, в своих действиях, ежедневно, ежечасно. Во всяком деле мы именно это и делаем: или мы приближаемся к Богу – и Он приближается к нам, или приближаемся к диаволу, который берет нас в плен. Сказано: «Своим умом мы приближаемся к Богу и бываем в единении с Ним, или своим умом мы удаляемся от Бога и бываем пленяемы сатаной». Это что касается внутренней нашей жизни. Конечно, внутренняя жизнь потом выражается и во внешней.
О духовном трезвении
Одно из основных ошибочных мнений священноначалия нашей Церкви – что сегодня еще не время говорить об антихристе, об апокалиптических событиях и всем, что с этим связано. Но если мы во всех случаях в жизни должны обращаться к Евангелию, то тем паче и в этом. Если мы вспомним, что когда Христос приблизился к снисхождению с горы Элеонской «начаша все множество ученик хвалить Бога о всех силах, яже видиша. Неции же от фарисей реша к Нему: «Запрети учеником Твоим»» (см.: см.: Лк. 19, 37). И сегодня, когда множество людей в Православной Церкви нашей видят, какую силу проявляет так называемое «всемирное правительство», готовящее приход и воцарение всемирного правителя – антихриста, некоторые архиереи и богословы как будто не видят силы глобализационных процессов. И сами молчат, и ученикам – простым христианам – запрещают, повелевают молчать о том, что грядет глобальное царство, которое в Священном Писании названо Царством антихриста. Господь оплакал Иерусалим. Когда Он оплакал Иерусалим? Не тогда, когда его разрушили, а тогда, когда было благоденствие, все было тихо, мирно. Господь посмотрел на этот мир и начал о нем плакать. При внешнем благополучии: все было хорошо и мирно. «О, если бы хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему (то есть к мирному жительству), но это скрыто от глаз твоих. И придут на тебя дни, обложат тебя одни бедствия, побьют детей твоих и не оставят камня на камне». За что, спрашивается, не оставят камня на камне? За то, что «ты не узнал времени» (см. Там же, 42). Господь говорит: «Лицемеры, времени како не искушаете?» (см.: Там же. 12, 56). Мы должны испытывать время, в которое мы живем, а если мы не испытываем, то мы просто делаем ошибку. За это неиспытание мы впоследствии наказуемся, как был наказан Иерусалим.
Второе, на что можно обратить внимание, что Христос сказал, что писано сие: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла (Пс. 117, 22). И православные архиереи начали строить, точнее продолжать строить отношения с мировыми религиями. Ни разу нигде в частности в документе саммита (Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве в июле 2006 года. – Примеч. ред.) не упомянули Имени Господа нашего Иисуса Христа. А никто не может положить иного основания. Следовательно, если процесс проходил без воспоминания Христа, начали строить и продолжали строить уже на ином основании. Это очень существенный момент, который показывает, что строят. Господь сказал: Кто не собирает со Мной, тот расточает (Мф. 12, 30). Следовательно, если происходит какой-то процесс, событие, в данном случае – саммит, без упоминания Христа, не на основании Его заповедей, не на основании Его повелений – значит, строится что-то иное. А что иное строится – понятно.
Размышление об осуждении
Могу поделиться своим горьким опытом, как правильно относиться к этой ситуации. Мы занимались исследованием «миротворческого» движения где-то с 80-го года. Специально просили – из монастыря нам присылали «Журнал Московской Патриархии», официальные документы, где отображалась вся деятельность, разные экуменические контакты, «миротворчество» и т.д. Когда почитаешь этот журнал – душа скорбит, и помыслы недовольства и ропота на наших архиереев… Допустим, там одна фраза такая была: «Стоять на страже мира – вот задача христианина». Не выполнять заповеди Христа, а стоять на страже мира. Хотя сказано, что «мир во зле лежит» и «друг мира соделывается врагом Богу». Конечно, душу коробит, больно. И вот, помню, после очередного прочтения журнала мы поговорили, и я начал молиться, а помыслы приходят на архиереев, Синод, Патриарха. Молюсь: «Господи, помоги мне!» И такой четкий помысел: «А вот ты посмотри на себя и посмотри на них. Они участвуют в экуменическом движении, они занимаются этой политической деятельностью, они занимаются еще чем-то, вынуждаемые людьми и обстоятельствами. А ты, находясь здесь, в келлии, не терпишь никакого притеснения ни от людей, ни от обстоятельств, а с кем ты беседуешь? Начинаешь обращаться к Богу, а кончаешь помыслами, всеваемыми диаволом, кончаешь беседой с ним. Так кто в худшем состоянии: ты или они?» И когда я это осознал, меня пробрало до глубины души: Господи, помилуй! Потому надо помнить слова Игнатия (Брянчанинова), который говорит в заключение шестого тома, что «ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его». А дальше там говорит: «Плачь о себе и о всем человечестве».
И далее: наиболее четко, правильно и богоугодно реагировать на проявления современной апостасии нас учит преп. Серафим Саровский: «Мне было открыто, что архиереи земли Русской уклонятся от чистоты Православия и за это будут наказаны. Я три дня и три ночи молился, чтобы Господь помиловал их». Вот правильная реакция истинного христианина на апостасию священноначалия! Молитва, пост и слезы должны быть у нас, а не осуждение, укорение, злословие и так далее. И тогда только мы будем истинными христианами. А так незаметно будем делать те же дела диавола. Считаешь, что ты проявляешь ревность о Православии? Нет. Ты общаешься с сатаной. Они общаются с еретиками, а ты общаешься с сатаной. И что скажешь, что не так? Так. Поэтому мы плачем о себе и о всем человечестве.
Еще более меня поставило на место, чтобы эту ревность умерить, держать в рамках благоразумия, точнее – святоотеческого учения наподобие преп. Серафима Саровского, когда узнал, что в одном видении было показано человеку, которому Господь открыл и рай и ад. И он говорит: «И я увидел в аду тех, которых не желал бы там видеть. И в раю увидел тех, кого не ожидал там видеть». То есть есть люди, которых мы осуждаем, а они идут в рай. А есть люди, о которых думают, что они спасаются, а они попали в ад. Кроме того, еще одно свидетельство, которое меня очень поразило, что: «Я встретил в аду множество ревнителей. Ад был полон ревнителями». А почему? Потому что они осуждали, уничижали и не проявляли сочувствия. И потому фактически осуждающий брата, как говорит Нил Мироточивый, хуже беса. Осуждение отгоняет благодать Святаго Духа, и человек этот в три раза больше зла сотворит. А в другом месте еще сказано, что осуждающий ближнего есть антихрист, потому что он похищает престол Христа Судии, Который Один есть Праведный Судия. Потому что он рассуждает: «Этим так нужно, этим – так. Этих предать анафеме, этих – тому, этих – тому». Потому что он уже судит, похищая престол Христов, Истинного и Праведного Судии.
И еще один очень показательный пример. Когда шла речь в 2000-2001 году о принятии ИНН, один архиерей, могу его назвать – архиепископ Пантелеимон (видимо, имеется в виду архиепископ Пантелеимон (Кутовой), бывший Майкопский и Адыгейский, ныне – Орловский и Ливенский. – Примеч. ред.), высказался так: «Кто будет говорить на эту тему против ИНН, я предам его анафеме!». Это было сказано и в личной беседе и даже с амвона. Я думаю: «Ну ничего себе! Какое отступничество! Какое беззаконие! Ведь архиерей по правилам не может предать за это анафеме, потому что это гражданское дело. Ведь они же сами, богословская комиссия постановила, что это дело личного выбора, так что не имеют никакого канонического права… Тем более какая ревность!..». У меня было внутреннее негодование. А потом через несколько лет я узнал, что одна монахиня была, приезжала в канцелярию. И говорит: «Я была у Владыки. Он дал мне одну бумагу написать. Говорит: «Напиши, и мы рассмотрим это дело, и, может, будем отказываться от номеров»». Это один раз ласточка. Потом второй раз на епархиальном собрании, когда были абхазские священники, он так же выступил, тоже сказал, не помню точную фразу, но о противостоянии кодификации. Но наиболее впечатлительное и окончательное удостоверение в его духовной перемене было то, что он приехал сюда (в Абхазию. – Примеч. ред.), наградил отца Виссариона (очевидно, священник Виссарион Аплиаа. – Примеч. ред.) орденом Патриарха, церковными наградами. И потом, когда он уезжал отсюда, – садится в машину, а мы стоим перед машиной: я стою, отец Далмат, отец Иоанн… Он сел в машину, а потом открывает стекло и говорит: «А ты принял номер?» Кого он спрашивает, – думаю, – меня? «Ну да, тебя спрашиваю». Говорю: «Нет». – «Смотри! Стоять! Стоять до конца! Понял?!» – «Понял. Благословите!» – «Бог благословит».
Вот такое изменение. Архиерей, который стеной стоял за ИННизацию, кодификацию и фактически глобализацию, дал благословение стоять до конца. Потому говорю, не судите сами, потому что не знаете – Господь зрит на сердце. Что, почему? Был в неведении, как преподали информацию, так он ее и принял. А потом, когда более глубоко ознакомился, Господь дал другую мысль, и так поступил. Кроме того, он же еще, несмотря ни на что, принял матушку Херувиму (монахиня Херувима (Попова) ранее подвизавшаяся в Саранской епархии. – Примеч. ред.), хотя все знали, что она находится в сильной оппозиции кодификации. Она же оставила монастырь и уехала сюда. Он, несмотря на мнение Патриарха и Синода, взял ее под свой омофор, хотя многие считали ее раскольницей, думали, что она против Синода и Патриарха. А он не убоялся, сделал такой поступок. Естественно, что глобалисты и другие начали давить, и даже угрозы пошли. Хотя даже, как мне сказали, его хотели поставить управляющим делами Московской Патриархии, и этот поступок не допустил, потому что знали его позицию по этому поводу.
Потому мы не должны судит и осуждать тех архиереев, которые делают сегодня ту или иную ошибку. Потому что придет время, и они покаются, а мы, осуждающие их, неизвестно, где обрящемся.
Закончить хотелось бы таким обращением , чтобы мы воздохнули молитвенно о наших пастырях, об архипастырях, обо всем православном мире. Потому что действительно идет война. Идет война серьезная. Война идет насмерть. И дать такой настрой, что мы должны соболезновать, сочувствовать и молиться. Потому что, как мне давно сказали: «Ты пойми одну простую вещь: за мирянином ходит один бес, за монахом ходят семь бесов, за иеромонахом – семьдесят семь. А тем более сколько за архиереем?.. Поразительно!». Потому мы должны это понимать и сочувственно к этому относиться.
ИСТОЧНИК
ДСНМП. Живя в пустыне, в отшельничестве, вдали от “цивилизации”, наверное братия находятся чуть ближе к Богу, чем мы, осуеченные земными попечениями, порой как слепые котята не понимающие, куда идти, к кому примкнуть, как спасаться в этом стремящемся к своему неизбежному окончанию мiре. Мы оказались в некоей ловушке, в сетях, ловко расставленных слугами близгрядущего антихриста. Эти слуги постарались, также , как и в безбожном государстве, и в Церкви разместить на командных пунктах своих подручных – об этом мы расскажем чуть позже.
Как заметил в одном из своих выступлений священник о.Виктор Кузнецов, мы идем сегодня непроторенным путем, истинных пастырей крайне мало, многие из них подвергаются гонениям от современных “книжников и фарисеев”, воссевших, а порой посаженных чекистами на седалище Моисеево…
Но не будем смущаться, и не устрашимся, яко с нами – Бог! Читая со вниманием святое Евангелие, вообще Священное Писание и святых отцов, будем укрепляться в вере, и Господь нас не оставит. Аминь.
На очереди – важная статья отца Константина о современной “богословской мысли” по вопросам принятия православными “числа человеческого”…