переводчик сайта
EnglishFrenchGermanRussian
ВАЖНЫЕ НОВОСТИ ДСНМП
  • 3 сентября 2017 г.

    Татьяна Лемешева: “Дорогие, братья и сестры! Будем благодарны за помощь, без которой нам не обойтись!”

  • 21 января 2017 г.

    Внимание! Будьте бдительны! Осипов В.Н. “К вопросу о православном референдуме”.

  • 29 октября 2016 г.

    Беседа И.Ю.Чепурной с насельниками монастыря Общины во имя Иконы Божией Матери “Державная”

  • 12 Октября 2016 г.

    Резолюция Конференции «Россия над пропастью Нового мирового порядка»

  • 19 Октября 2016 г.

    Вечер МО СРН памяти патриарха Тихона. Дискуссия с противниками его святости (видео)

ВСЕ НОВОСТИ

Популярные новости
Ajax spinner
МАТЕРИАЛЫ О НМП
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
http://prav-film.ru
национальный-медиа-союз
Мероприятия движения СНМП
Видеосборники движения СНМП
Православно просветительские лекторий Союза Христианское Возрождение
Лекции, беседы, статьи руководителя Движения СНМП В.Н. Осипова
Проповеди и беседы священников
Вечера Московского Отделения Союза Русского Народа
Православные фильмы
Военные фильмы
На страже Православия
You Tube Движения СНМП
You Tube Студии православных фильмов Иоанна Богослова
Кто онлайн
16 посетителей онлайн

Комментарии юриста О.А. Яковлевой по проблеме получения УЭК

FacebookVKTwitterOdnoklassnikiLiveJournalLinkedInMail.RuGoogle+Google GmailПоделиться

спрлС приближением 1 января 2014 года увеличился поток звонков и писем в «Союз православных юристов» от граждан, не желающих получать универсальную электронную карту. Многие беспокоятся, что не успеют подать заявления об отказе от УЭК. Но значительное число от общего количества обращений связано с нежеланием граждан давать согласие на обработку своих персональных данных организациям по выпуску и обслуживанию универсальных карт.

 

I. Комментарий юриста О.А. Яковлевой по проблеме получения гражданами Универсальной электронной карты.

С приближением 1 января 2014 года увеличился поток звонков и писем в «Союз православных юристов» от граждан, не желающих получать универсальную электронную карту.

Многие беспокоятся, что не успеют подать заявления об отказе от УЭК. Но значительное число от общего количества обращений связано с нежеланием граждан давать согласие на обработку своих персональных данных организациям по выпуску и обслуживанию универсальных карт. Позиция граждан вполне понятна, они беспокоятся за свою личную безопасность, передавая сведения о себе организации, от услуг которой отказываются. Однако во многих регионах людей принуждают к даче такого согласия, выдают для заполнения бланки документов, содержащих всестороннюю информацию о человеке. По сообщениям граждан заявления в произвольной форме без «согласия на обработку персональных данных» уполномоченные организации не принимают, утверждая, что они недействительны.

Давайте вместе попробуем рассмотреть эту проблему с точки зрения закона и Конституции РФ.

Право гражданина отказаться от получения универсальной электронной карты гарантировано статьей 26 ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статья 26 федерального закона не устанавливает форму заявления об отказе от УЭК и не обязывает гражданина, отказывающегося от ее получения, к соблюдению каких-либо процедур, кроме подачи заявления.

Требование Уполномоченных организаций по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт дать согласие на обработку персональных данных к гражданам, отказывающимся от получения универсальной электронной карты, противоречит статье 26 ФЗ-№ 210.

Согласие на обработку персональных данных создает угрозу безопасности граждан.

В случае получения согласия на обработку персональных данных Уполномоченная организация по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, не оказывающая гражданину никаких услуг по пользованию УЭК, в то же время приобретает право распоряжения его персональными данными по своему усмотрению.

Это вытекает из смысла понятий ФЗ-№152 «О персональных данных».

В соответствии со статьей 3 ФЗ-№152:

персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу;

оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ-№152 понятие «обработка персональных данных»имеет далеко не такое невинное значение, как большинству из нас кажется.

«Обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций),совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сборзапись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Гражданам нужно знать, что, давая «согласие на обработку своих персональных данных»,человек добровольно передаёт «любую», т.е. всю информацию о себе в полное распоряжение оператора. Возможности оператора незаметны на первый взгляд, но очень широки.

Подписывая бланк согласия, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций со своей, в том числе и конфиденциальной, информацией.

Согласие на «использование персональных данных» дает операторам право и на принятие юридически значимых решений. Оператор принимает эти решения по своему усмотрению вне зависимости от воли гражданина.

Соглашаясь на распространение персональных данных, нужно знать, что это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Обладая правом предоставления персональных данных, оператор по своему усмотрению совершает действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Согласие на обработку персональных данных предполагает и трансграничную передачу персональных данных. Это передача персональных данных на территорию иностранного государства, органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Однако сам человек к процессу так называемой обработки, точнее любых действий с его персональными данными никакого отношения не имеет.

Согласие на обработку персональных данных при отказе от универсальной электронной карты противоречит интересам граждан и создает угрозу их безопасности.

Требование Уполномоченных организаций по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт дачи согласия на обработку персональных данных от граждан, не получающих УЭК, нарушает их конституционные права, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, гарантированные статьями 23, 24 Конституции РФ.

Особенно возмутительным является такое требование, исходящее от организации, от услуг которой гражданин отказался и с которой не намерен поддерживать никакие правоотношения.

Отказ граждан от дачи согласия на обработку персональных данных при отказе от получения универсальной электронной карты правомерен и направлен на защиту конституционных прав человека.

О. А. Яковлева,

Председатель «Союза православных юристов»,

адвокат Московской областной коллегии адвокатов, «Почётный адвокат России»,эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

05.12.2013

Примечание: Бланк отказа от УЭК, подготовленный О.А. Яковлевой, желающие могут найти на сайте semlot.ru в разделе «Методические материалы». http://www.existense.ru/kommentarij-yurista-o-a-yakovlevoj-po-probleme-polucheniya-grazhdanami-universalnoj-elektronnoj-karty.html

Изменение сроков заявительного  характера получения УЭК

“Госдумой ФС РФ внесены и  приняты изменения, и Президентом РФ подписан 28 декабря 2013 г.  ФЗ № 444-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ №210, согласно которого заявительный характер получения УЭК перенесен «с 1 января по 31 декабря 2013г.» на «с 1 января 2013г. по 31 декабря 2015 г».
Безусловно данные изменения по своему содержанию крайне незначительные, только отодвигают срок.”

 http://dsnmp.ru/

II. Разъяснение “Союза Православных Юристов” о сроках отказа от УЭК (прежнее).

В связи с многочисленными обращениями граждан, обеспокоенных рассылками в сети Интернет информации о необходимости срочно, не позднее 20 декабря 2012 г. послать телеграммы о запрете выпуска УЭК на конкретное имя гражданина, не желающего получать УЭК и о том, что после 1 января 2013 г. ни в коем случае нельзя подписывать заявление об отказе от получения УЭК, поскольку это заявление будет анкетой-согласием на выпуск УЭК, «Союз православных юристов» дает свои разъяснения.

Выпуск и выдача универсальной электронной карты осуществляется в соответствии с федеральным законом №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

О гражданах, желающих получить УЭК

 

Порядок выдачи универсальных электронных карт по заявлениям граждан регулируется статьей 25:

 

«1. Универсальные электронные карты выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации…».

 

Чтобы показать реальную картину готовности регионов РФ к выдаче УЭК, необходимо обратиться к данным ОАО «Универсальная электронная карта» (www.uecard.ru).

 

Согласно Плана внедрения универсальных электронных карт в субъектах РФ по состоянию на 10 декабря 2012 года, к внедрению УЭК на 80-87% готовы только 5 регионов – Астраханская, Пензенская области, Республика Башкортостан, Кемеровская область, Краснодарский край. Остальная картина значительно хуже, подавляющее большинство регионов отчитывается о готовности в цифрах: 40%, 30%, 20%. Редкое исключение – 60%. Готовность по Москве – 60% , Санкт-Петербург – 40%.

 

Так что по данным ОАО (УЭК) на 10 декабря 2012 г. ни один регион не готов к выдаче УЭК.

 

Мы видим, что даже при горячем желании, люди, подавшие заявления о выдаче им УЭК, имеют немного шансов получить их в течении 2013 г. В большинстве регионов отсутствуют уполномоченные организации по выдаче и обслуживанию УЭК, не разработан порядок получения УЭК и отказа от их получения.

 

Говорить на сегодняшний день о каких-то критических датах, об опоздании подачи заявления об отказе от УЭК являются скорее панической реакцией и нагнетанием страха, уныния, неуверенности в завтрашнем дне.

 

О гражданах, отказавшихся от получения УЭК и не подавшим заявления о выдаче им УЭК

 

Порядок выдачи универсальных электронных карт гражданам, отказавшимся от УЭК и не подавшим заявления о выдаче им УЭК, устанавливается статьей 26 ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

1. О гражданах, отказавшихся от получения УЭК.

 

В статье 26 говорится и о праве гражданина отказаться от получения универсальной электронной карты (УЭК) в течение 60 дней со дня опубликования объявления о начале выдачи УЭК:

 

«5. В течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты».

 

Кроме того, гражданин имеет право отказаться от УЭК в любое время.

 

«10. Гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после истечения срока, установленного частью 5 настоящей статьи. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

 

2. О гражданах, не подавших заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты.

 

Если гражданин не подал заявления о выдаче УЭК или заявление об отказе от УЭК, универсальная карта будет на него выпущена на основании информации, имеющейся в органах исполнительной власти. Выпуск карт для этой категории граждан планируется с 1 января 2014 г.

 

Статья 26 п. 1:

 

«С 1 января 2014 года, если более ранний срок не установлен постановлением Правительства Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, универсальная электронная карта выдается на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года (или иного срока, установленного нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи) заявлений о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения этой карты в порядке, установленном настоящей статьей. В данном случае выпуск универсальной электронной карты осуществляется на основании информации о персональных данных граждан, которая имеется у исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации обязаны предоставить уполномоченной организации субъекта Российской Федерации доступ к информационным системам в части информации, необходимой для выпуска, выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

 

Поскольку готовность к внедрению УЭК в субъектах РФ очень разнится, невозможно говорить и о едином сроке подачи заявления об отказе от УЭК. Поэтому очень важно следить за информацией в своем регионе, где и будет распространена информация о выпуске и условиях получения УЭК именно этого региона.

 

Извещение граждан о выпуске универсальных электронных карт осуществляется в соответствии с п. 4 статьи 26:

 

«…Субъект Российской Федерации публикует не позднее 1 января 2014 года в общероссийском или региональном печатном издании, выходящем не реже одного раза в неделю, а также размещает в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальном сайте субъекта Российской Федерации извещение о выпуске универсальных электронных карт гражданам, не подавшим до 1 января 2014 года заявлений о выдаче им указанной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения универсальной электронной карты. Извещение должно содержать информацию о сроках и порядке выпуска, порядке доставки универсальных электронных карт, правах граждан, а также перечень банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией…».

 

Заявление об отказе от УЭК

 

Отказ от получения УЭК подается в уполномоченную организацию, заключившую договор с соответствующей структурой органа власти субъекта РФ.

 

Статья 26 ФЗ-№ 210 не регламентирует содержание заявления об отказе от УЭК, из чего следует, что форма заявления может быть произвольной. Однако уже появились образцы заявлений отказов от УЭК, выданные уполномоченными организациями, которые содержат перечень вопросов, касающихся очень широкого круга персональных данных, а также согласие на обработку персональных данных «исключительно с целью недопущения выпуска мне универсальной электронной карты или отказа от ее использования». Далее в бланке заявления сказано, что с условиями обработки персональных данных, включающих в себя, Ф.И.О., дата рождения, пол, место рождения, адрес регистрации, адрес фактического пребывания, гражданство, документ, удостоверяющий личность, человек согласен. Указанный бланк отказа, если направляется почтой, должен быть заверен нотариально (бланк прислан жителями Воронежской области). Вот еще образец заявления (Кемеровская область), в нем уже требуется указать не только Ф.И.О., адрес, данные паспорта, гражданство и место регистрации, но и основные идентификаторы личности человека – ИНН, СНИЛС, полис обязательного медицинского страхования, наименование выбранной страховой медицинской организации, электронная почта, домашний и мобильный телефон. Эта подробная анкета не требует нотариального заверения, однако заполняется уполномоченным сотрудником организации, а гражданин только ставит свою подпись. В бланке, содержащем исчерпывающую информацию о человеке, имеется фраза:«Уведомляю о моем отказе в получении универсальной электронной карты и прошу не обрабатывать мои персональные данные (в том числе обезличенные в целях выпуска и выдачи универсальной электронной карты».Возникает закономерный вопрос, зачем организации, от услуг которой человек отказался, нужны все его персональные данные?

 

Никаких гарантий по обеспечению безопасности персональных данных, которые включают в себя личные идентификаторы, позволяющие осуществить доступ во все государственные базы персональных данных, эта организация гражданину не дает. Если организация не собирается обрабатывать персональные данные, зачем они включены в бланк заявления?

 

В случаях, когда гражданам при отказе от УЭК предлагают подписывать бланки заявлений об отказе, содержащие перечень персональных данных, являющиеся чрезмерными для принятия отказа или несоответствующими цели – отказу от УЭК, нарушается статья 5 ФЗ-№152 «О персональных данных»:

 

«… п. 4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

 

П. 5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки…».

 

Когда персональные данные, указанные в заявлении, являются избыточными или когда в бланке имеется фраза о согласии на обработку персональных данных, нарушаются права гражданина. Поэтому, если при отказе от получения УЭК гражданам предлагаются бланки заявлений, содержащие избыточные персональные данные для отказа от УЭК, гражданин на основании статьи 5 ФЗ-№152 вправе их не предоставлять.

 

Граждане могут подать заявления в произвольной форме на основании статьи 26 ФЗ-№210, не включая в него персональные данные, являющиеся избыточными для отказа от УЭК.

 

В случае отказа принять у гражданина такое заявление, необходимо истребовать нормативный акт, которым утвержден бланк заявления об отказе от УЭК, нарушающий требования статьи 5 ФЗ-№152. Указанный нормативный акт может быть обжалован в судебном порядке, как любой акт, нарушающий права и свободы граждан. Однако прежде, чем обратиться в суд, необходимо трезво оценить свои возможности и правовую перспективу дела.

 

Москва готова к выпуску УЭК на 60%.

 

Руководитель департамента, Министр Правительства Москвы А.Е. Ермолаев в своем ответе №64-09-2192/12 от 29 ноября 2012 г. гражданину, направившему заявление об отказе от УЭК, пишет:

 

«Ваше намерение отказаться от получения УЭК принято к сведению, однако реализовать такой отказ будет возможно после установления нормативно-правового регулирования порядка отказа от получения УЭК и формализации текста самого отказа. Официальный прием заявлений об отказе от получения УЭК будет осуществляться с 1 января 2014 г. в соответствии с частью 5 статьи 26 ФЗ-№ 210.

 

Информация о начале выпуска УЭК будет размещена в СМИ, на официальном сайте субъекта РФ не позднее 1 января 2014 г. До этого времени нормативные правовые акты о порядке отказа от универсальной электронной карты и текст заявлений об отказе будут разработаны и опубликованы в общероссийских СМИ и региональных печатных изданиях…».

 

В этом же письме руководителя департамента говорится: «В целях исключения неправомерных действий третьих лиц, направленных на фальсификацию и подлог заявлений об отказе от получения УЭК, текст таких заявлений и порядок их подачи должны быть формализованы, что позволит однозначным образом идентифицировать личность заявителя и его действительную волю на отказ от получения карты. В настоящее время текст заявления и порядок его подачи законодательно не утверждены и находятся в стадии разработки…».

 

Чего следует ожидать в будущем?

 

1. Из разъяснения чиновника следует, что даже в г. Москва пока не разработан порядок отказа от УЭК и нет бланка заявления.

 

2. Людей должны настораживать некоторые нотки этого ответа, из которого возможно сделать вывод о том, что порядок подачи заявления и его содержание будут направлены на принуждение человека к принятию УЭК. Предпосылки к такому сценарию, к сожалению, есть.

 

Существующая дискриминация сотен тысяч верующих граждан, уже сегодня лишенных пенсий, пособий, дотаций и даже медицинской помощи из-за отказа от СНИЛС, ИНН, медицинского полиса, социальной карты и других средств автоматической идентификации показывает, что и при отказе от УЭК с большой вероятностью будут применяться те же способы. Ведь основой УЭК является СНИЛС, его электронным приложением – медицинский полис, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. ОАО «УЭК» лишь объединяет эти документы, делая их электронными приложениями УЭК.

 

В случае нарушения конституционных прав граждан в результате отказа от УЭК, человеку необходимо помнить, что право на социальное обеспечение, медицинскую помощь, право распорядиться своей собственностью гарантированы Конституцией РФ, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Для защиты своих прав необходима решимость и грамотные правовые действия.

 

Дополнения

  

Уже после отправки «Разъяснений» в СМИ ситуация с готовностью регионов неожиданно получила бурное развитие. Например, на 10 декабря 2012 г. город Москва показывала готовность к выпуску УЭК на 60%, а на 24 декабря всего за 14 дней готовность выросла уже до 86,67%, но и такой готовности показалось мало. Через 4 дня (29 декабря) главный регион по внедрению УЭК продвинулся резким рывком вперед, и готовность Москвы выражается на конец года уже 93,33%.

 

«Не ударили в грязь лицом» и самые отстающие регионы, продвинувшие подготовку к выпуску УЭК с 10 по 29 декабря к невиданным высотам. Так, Республика Адыгея, находившаяся 10 декабря на последнем месте (готовность 13,33%), 24 декабря уже имела готовность к выпуску УЭК на 60%, а через 4 дня «вырвалась в безусловные лидеры» и показала готовность к выпуску УЭК на 73, 33%.

 

Иначе как приписками такие показатели роста готовности назвать трудно.

 

Некоторые регионы показали более реальную картину: Республика Алтай, Приморский край, Мурманск, имевшие готовность на 10 декабря 2012 г. 26,67%, к 24, 29 декабря повысили показатели очень незначительно. Так: Республика Алтай  ̶  33,33%, Приморский край  ̶  26,67%, Мурманск  ̶  26,67%.

 

Не занимаются приписками г. Санкт-Петербург, показавший готовность к 10 декабря 2012 г. 40%, а к 29 декабря  ̶ 46,67%; Ленинградская область, показавшая готовность на 10 декабря  ̶  33,33% и к 29 декабря тоже 33,33%.

 

Анализ таблиц готовности к выпуску УЭК показывает бесспорную тенденцию приписок показателей. К 29 декабря 2012 г. 62 региона показывают резко выросшую за 20 дней готовность, которая выражается уже в цифрах от 93,33% до 66,67%. Башкирия, как пилотный регион, готова на 100%.

 

Эти таблицы в действительности не дают правдивой картины, а являются очередным примером рвения чиновников. Нам, гражданам в такой ситуации нужно не только следить за отчетными показателями, но и за реальным развитием ситуации.

  

10 января 2013 г.

 

О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов»,

 адвокат Московской областной коллегии адвокатов,

 Почетный адвокат России

Опубликовано в газете «Русский вестник», номер 1 (863) 2013,

на сайте http://rv.ru/content.php3?id=9933 от 8 января 2013 г.

Другие материалы по теме:

Ответ Минэкономразвития РФ об отказе граждан от УЭК  прот. В.Чаплину.

 Об изменении сроков заявительного характера получения УЭК.

(Просмотров за месяц: 128, за сегодня: 1)
Всего просмотров: 1,231
  • Светлана

    Здравствуйте!
    Несколько лет назад на работе всем выдали небольшие листочки бумаги с текстом на согласие обработки персональных данных. Нам объяснили, что это нужно для бухгалтерии, отдела кадров, в общем, для внутренних служб. Конечно, все сотрудники подписали эти полоски бумаги. Скажите, это то самое “страшное согласие”, которое можно использовать для выпуска УЭК? И второй вопрос: я не писала заявления ни на получение, ни на отказ от УЭК, а просто КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ БУДУ ЕГО ПОЛУЧАТЬ. Какие действия возможны со стороны жидомасонства?
    С уважением, Светлана.