Светлана Нелюбина “Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства?”
Посмотрела видео о светском пении в храме и пританцовывании и была в шоке. Полностью прав автор статьи Каверин Н., но, действительно, «лучше один раз увидеть, чем один раз услышать». Люди добрые, да что же это у нас происходит-то?! Мы вообще где живём?? Да почему же это мы все молчим на все те святотатства, что творятся ныне?! Терпеливые? Или незнающие? Мы что, все вежливые или все уже святые, мол, не суди… Дескать, есть священноначалие и оно разберётся без нас. Как будто нам не отвечать каждому за душу свою перед высшим Начальником на Страшном суде… Ведь это мы попускаем злу и кощунству, а не Господь попускает, как мы «смиренно» любим говорить. У нас, как получается, во всех злах наших виноват Господь, «попуская» «за грехи наши».
Опомнитесь и проснитесь! Подумайте, где разница между осуждением судом неправедным и рассуждением. В ложном благородстве мы не хотим понимать, что все живём в одном (!) духовном пространстве над Русью, которую предки сохраняли Святой. Грешили ли они? Безусловно! Но грех греху рознь. Не терпели они ни кощунства, ни святотатства – как один вставали против этого, стеночкой. Не было у них никакой толерантности и ложной веротерпимости, которую ныне им приписывают. Александр Невский выбирал между игом татар и католиков и выбрал свободу вероисповедания в начале 13-го века. «Крыж» – католический крест – не допустили на Землю Русскую в 16-м веке, настолько всё знаково и священно было, есть и будет. Перед Переворотами уже, т.е. на рубеже 19-20 веков был случай, когда немец (общее название некоторых иноземцев) инженер на фабрике Морозова вошёл в храм во время богослужения в шляпе, с трубкой в зубах и с собакой на повадке. Забастовка рабочих была до тех пор, пока его не уволили. В близком нам 20-м веке исповедники шли на смерть ради именно Православия и полегли сотнями тысяч безвестные, а не только новомученики. Я напомнила кратко и самое известное. Зачем напомнила? Видать, забыли.
Вскользь надо сказать и об отце Фотии, упомянутом в статье. О какой любви народа как к священнику-проповеднику к победителю на светском соревновании голосов может идти речь? Думается, что Патриарху что-то не так доложили, невнятно как-то. Я посмотрела передачу «Наедине со всеми» с ведущей Юлией Меньшовой. Я долго не хотела этого делать, но преодолела своё внутреннее сопротивление. За 40 минут откровений молодой священник выложил себя всего. Ни о каком проповедничестве Православия и речи не было. Обаятельная ведущая у всех выспрашивает только лишь бытовое, а потому и рассчитывать на проповедничество не было смысла изначально. Так и вышло. Запомнились две вещи: как будущего священника не любили в школе, что в России, что в Германии; и как недовольна братия в его Боровской обители тем, что отец Фотий не выполняет обязательные для всех, даже и не иноков, послушания. Собрат их утешает тем, что скоро всё кончится, как и любая слава, т.к. она быстротечна. У меня напросился вопрос: а если не кончится? и православного священника будут «раскручивать» всё больше и больше, как, например, Кураева. Правда, есть же у нас отец Роман (Матюшин), который песни пишет и исполняет, что, правда, уже стало редко, так почему бы и Фотию не быть? Только вот отец Роман всё более о Боге пишет песни, что близко к Православию – тоже славит право. А отец Фотий ничем не отличается от светского певца – таких много как на эстраде, так и в опере. Если с древности иноки занимались мiрским деланием, например, рукомеслом для пропитания, то они при этом и молились, молча Бога славили. А как можно совместить молитву с суетой эстрадной и оперной? Даже непрерывной молитве нужно учиться, и постигают её, как правило, к глубокой старости. Как тут не посочувствовать настоятелю Боровской обители… Стены этой святой обители мощнейшие, а вот от мiра не ограждают его подопечных.
На видео концерта на амвоне Ильинского храма г. Апрелевки Наро-Фомиского района МО вдохновителем сего «миссионерского» действа был не кто-нибудь, а иерей (!) Антоний Шугалей. Самовлюблённый мальчишка проповедует(!) песни и пляски Ветхого Завета для людей исповедующих Новый Завет. Он очень удивлён, мол, почему это русский народ, так любящий поплясать и попеть, не хочет это делать в храме. Мы все помним, как в Перестройку рукополагали кого ни попадя только потому, что нужны были священники в пустые храмы, которые нужно было вернуть РПЦ, отмыть и освятить заново. Много бед понаделали Православию эти «батюшки»… Тогда поди было отличи простому невоцерковлённому человеку, почему эти ложные священники ведут себя не по-православному: по глупости и жадности или по подлости подрывают изнутри нашу Веру. Не подорвали у всех, кто буквально ринулся в Церковь, духовно оголодав за время богоборческое. Но немало наших соотечественников и выжидали в стороночке. Потом они не переступили порога храма. Ныне эти сомневающиеся не в Православии, а в Церкви, уже не придут, как и их дети. Они потеряны для Отечества. Это – горе нашего народа. С каждым «попом в мерседесе», кураевым и содомитом они не радуются, нет, а горько ухмыляются, мол, были правы. Эти люди невоцерковлённые, но наши, не верят не Богу, нет, а тем недобросовестным людям, что ему якобы служат. Заодно и добросовестным тоже, кои есть в подавляющем большинстве. Я в статье «Не пугайте людей Православием!» писала именно о них и об иноверцах в России, которые не знают жизни РПЦ изнутри. Мне ответили, что Православием испугать невозможно. Но в том-то и дело, что большая часть людей, обозначающая себя как православные, не воспринимает «нынешнее Православие» как Веру, а также и некоторую часть священноначалия, в чём обвинять их невозможно.
То, что происходит ныне, – не обмiрщение. По крайней мере, не то обмiрщение, что было в течение трёх веков, начиная с бедственного и безпричинного Раскола во второй половине 17-го века. «Нет худа без добра», а потому и в эти жестокие века русский народ жил своей самобытной и насыщенной жизнью в своей общине – православной и признанной государством как вполне самостоятельная единица не только по сбору налогов. Это было духовное спасение. Т.н. синодальный период – обмiрщение РПЦ, в исповедании Православия не затронул сам государствообразующий народ – русское крестьянство. Пока не стали разлагать руссов изнутри пришлые т.н. интеллигенты и недобросовестные священники после снятия запрета на закрытость духовного сословия. Если в прошлом приход наследовали члены семьи священника, который был «свой» во всём и вся, плоть от плоти народной, то с правления Александра III войти в это сословие мог любой желающий. Это делалось ради того, чтобы увеличилось число священства и приходы не пустовали, особенно в глубинке. Итог был обратный. Мало того, что беднейшие приходы как пустовали, так и оставались пустовать, но уже тогда был потерян цвет русского священства – от отца к сыну. Именно оно было связующей прослойкой между толщей народной и условной «другой Россией» – «чистым обществом», «образованным» по сравнению с государствообразующим народом, которого к светскому образованию не подпускали и близко. Веками русское священство было безсеребренным, славянским, т.е. знающим обычаи, дух и душу государствообразующего народа. Им верили, они были «свои» во всём. В 19-м веке против них была борьба, достаточно почитать хотя бы незабвенного Лескова. После пресловутого закона и преобразований сыновья русских батюшек пошли в науку, в военное дело и редко в чиновничество. А вот сыновья новоявленного священства пошли в революционеры, составляя их немалую часть. И чему удивляться, что Синод не встал на защиту Царя, что начало процветать обновленчество – настоящее вредительство изнутри. Состав этих предателей был и оттуда тоже – от «обновлённого» духовного сословия. Художник Перов, при всей его природной язвительности, правильно написал свои картины с такими вот батюшками, а Третьяков, глубоковерующий, чистый и честный человек, – их купил.
Ныне мы очень близки к положению царской России времени её упадка – перед Переворотами. Хоть ныне и пишут много о промышленном подъёме этого времени. Да, он был. Но нужно бы разделить число этих достижений не только на количество русских людей, но и на их природное качество, т.е. их внутренние возможности, а также и на огромные пространства и богатства наших земель. Всё рухнуло. Почему? Безверие было не столько в Бога, сколько в Церковь и в чиновников.
Возвращаемся к нынешней обстановке. Не многовато ли «волков в овечьей шкуре» среди священства и ныне? Это мы, давно воцерковлённые, знаем, что в мiре нет лучше наших храмовых батюшек – их большинства, да простят меня другие народы. Известно, «своя рубашка ближе к телу», а своя Вера – к душе. Только вот очень грустно смотреть на молодых батюшек, особенно будущих, пока ещё семинаристов. И условия обучения прекрасные, и из семей священников много, а вот только духа православного и народного – маловато, а порой и совсем нет. Поточнее: вот эти самые пляски на видео. Понятно, что молоденький и очень самоуверенный «просветитель» не мог такое действо совершить самовольно. Естественно, что он получил благословение священноначальства. Вот то-то и оно… А здесь уже не столько грустно, сколько горько.
В большом храме при всём честном народе пел хор из молодых и пожилых в каком-то католико-протестанском или ещё каком другом наряде, мне чуждом и неизвестном. У одной из девушек под своеобразном фартуком видны брюки. Эти чужеродные белые накидки-фартуки длинные и выделяются на чёрной одежде, что под ними. Все женщины на клиросе и амвоне без платков. У нас так не принято и всё – знаково в православном храме, даже объяснять не следует – вековые обычаи. На видео исполняются духовный гимн представителей Ветхого Завета, который христианами почитается как история, а потом – алиллуйя (как на американских протестантских огромных сборищах-концертах, что показывали у нас по телевизору каждую неделю в Перестройку). Всё это действо-представление подстроено под ритм, а не мелодию, свойственную духовному православному пению живыми молитвенными голосами. Здесь же сбоку маленькое пианино. А ведь мы славим Господа удивительно чистой и красивой музыкой – неземной. Здесь же только ритм и вихляющие очень чувственные телодвижения женщин. Такое впечатление, что идёт эстрадный концерт, но почему-то в православном храме… И всё это действо лицом к людям и спинами к алтарю и святым образам! А вокруг святые лики и проникновенные взоры святых… Смотришь и глазам своим не веришь: где это??? Почему??? Что происходит??? Всем известные кощунницы из храма Христа Спасителя люто позавидовали бы этим с виду благопристойным барышням и сударыням в широких и длинных фартуках. Мол, и за что сидели, грубовато сработали… Думается, что Соросу и тем, кто за его спиной, это второе действо, более изысканное, понравилось бы. Особенно то, что проводником «креатива» был сам православный священнослужитель – дорогого стоит. Одно плохо для Сороса и еже с ним: никто не прячется и никто никого не преследует, как это было с девками-кощунницами. Лакомой картинки нет для мiровых правозащитных СМИ – «акул пера». Но взамен есть ещё лучше: тихой сапой разрушение духа русского, а значит – православного. Это ж как широко пошумели-то в СМИ! Опыт у врагов нашего Отечества есть большой – вот и сработало отлично для них.
Главная мысль, глядя на этот облагороженный шабаш, что в старину во время обмiрщения и порой кощунства условной «другой России» до такого додуматься не посмели бы, несмотря на светскость тогдашней церковной музыки и вольные нравы.
И непонятна «творческая» мысль: зачем в храме Нового Завета показывают, нет, не мистерию, а представление из Ветхого Завета в светском прочтении, а сам творческий проповедник проводит между ними сходство и поучает нас о ритме, танце и тимпане в храме, мол, были же в ветхозаветные времена. Этакая чересчур живая и наглядная проповедь.
Наши православные предки что – не знали обо всём ветхозаветном? Глупее нас были? Чтобы ныне выверенные веками глубокие обычаи изменять в святом для каждого православного месте! Раскол, по сравнению с этим светопредставлением, из-за ерунды произошёл, хотя суть его была не столько в том, как именно креститься. Хотят ещё одного Раскола из-за западнизации?
«Не нами уставлено – не нам и менять»!
Нам бы познать хотя бы крупицу всей той огромной науки – учения Православия, что художественным и знаковым языком изложена как в самой вековой литургии, так и в олицетворении и в воплощении её в храмовом искусстве. За два тысячелетия предки оставили нам огромное богатство – духовные бриллианты и злато, а мы меняем его на чужую бряцующую оперу.
А духовное пространство над Россией – общее, а значит и отвечать всем одинаково. Как это печально было в начале 20-го века.
Светлана Фёдоровна Нелюбина, писательница и издательница
Источник http://ruskline.ru/special_opinion/2016/oktyabr/ne_mnogovato_li_volkov_v_ovechej_shkure_sredi_svyawenstva/